МАКСИМ ПОТАШЕВ: «СЛЕДИТЕ ЗА БРАЗИЛИЕЙ»

Автор auto99
Сен 24th, 2014
0 Ком.
904 Просмотр.

maksim-potashev
Математик и бизнес-консультант, более известный как трехкратный обладатель «Хрустальной совы» элитарного телеклуба «Что? Где? Когда?», высказал ряд предположений о том, что в ближайшие годы ожидает автопром, науку и бизнес.

— В ближайшие годы человек будет больше перемещаться или меньше?
— Тут сталкиваются два противоположных фактора. С одной стороны, мир стал теснее. Это раньше, чтобы попасть на другой континент, нужно было потратить месяцы. А сейчас даже на противоположный конец планеты можно попасть за считанные часы. То есть человек стал гораздо более мобильным при перемещении на дальние расстояния. При этом появилась возможность меньше путешествовать на малые расстояния — внутри населенного пункта. Сегодняшние средства коммуникации позволяют многим трудиться удаленно, и это у них получается эффективнее. Конечно, остается много профессий, где работа на дому невозможна.
Однако тенденция очевидна: одни и те же люди начинают значительно больше перемещаться между странами и гораздо меньше — внутри города.
— То есть можно ожидать уменьшения пробок?
— Это вопрос не удаленной работы, а транспортной инфраструктуры. К сожалению, дорожная сеть очень многих городов такова, что избежать пробок в принципе невозможно.
Доступны разве что косметические меры — дополнительные развязки, новые полосы движения, но они помогают не сильно и ненадолго. Очень многим населенным пунктам нужна глобальная перепланировка, которая затруднительна, скажем, там, где есть исторический центр. Проблема эта серьезная, и, боюсь, в нашей стране она в ближайшие десятилетия решена не будет.

x-trailНовый Nissan X-Trail 2014 г.в.! / nissan-armada.com.ua
Попробуй полный привод! ВиДи Армада: актуальные цены на Nissan X-Trail. Официальный дилер!
Украина Киев, 08321 Бориспольский р-н, Киевская обл 32-ой км, Бориспольского шоссе с. Чубинское? (044) 591-77-78

— В Сингапуре нельзя приобретать новый автомобиль, пока не докажешь документально, что утилизировал или продал за пределы страны предыдущий. Что вы думаете о таком методе?
— В Европе такое может сработать. Но вряд ли у нас. Да и, наверное, не в этом дело. Какой-то эффект по уменьшению пробок подобный закон вызвать может, но корень проблемы все равно лежит в инфраструктуре, в том, что города строились и развивались, не будучи рассчитанными на современный поток автомобилей.
— Каким вам видится будущее российского автопрома?
— Важно разобраться, что мы понимаем под российским автопромом. На мой взгляд, он вовсе не слаб. Производственные мощности работают. Да, модели выпускаются в основном западные или дальневосточные, но это качественно собранные, надежные автомобили.
Что же касается именно наших, отечественных брендов, то наибольшие перспективы у «Ё-мобиля». Но что из него получится, я говорить не готов. Хотя проект интересный.

— Автопроизводители укрупняются, поглощая слабых игроков рынка. Можно ли ожидать развития этой тенденции — что через десяток лет останется, скажем, один большой американский автоконцерн, один европейский и так далее?
— Я думаю, что нет. Все-таки есть достаточно факторов, сдерживающих этот процесс. И уж тем более укрупнение не идет по территориальному признаку. Автомобильный рынок близок к классическим образцам конкуренции, рыночные законы здесь действуют более выраженно, чем во многих других отраслях. Сильнейший выживает и поглощает слабого — это абсолютно нормальная для бизнеса ситуация.
— Некоторые эксперты считают, что современная автомода ведет нас к единому для всех автомобилей дизайну и что скоро модели разных производителей можно будет отличить разве что по шильдику на капоте. Что вы об этом думаете?
— Автомобильный рынок структурирован достаточно жестко. Каждый тип кузова заточен под определенную целевую аудиторию. Поэтому естественно, что в каждой нише есть некий инвариант, стереотип, на который все равняются. И все же прорывов в дизайне в истории автомобилестроения было уже немало. В плане функционала сейчас сложно конкурировать, предлагать что-то уникальное. Дизайн открывает для производителя гораздо больше возможностей занять особую нишу. Так что, полагаю, нас ждет еще не один прорыв в этой области.
— В других областях прорывов тоже. Вот уже более года планетоход Curiosity успешно передает фотографии и видео с Марса, различные организации готовят экспедиции на тот же Марс и другие планеты… Как скоро человек сможет обосноваться вне земных пределов?
— Несмотря на упомянутые факты, есть ощущение, что сейчас человечество сделало шаг назад в космонавтике.
Глобальный интерес к освоению космоса, которым были отмечены 1950—60-е годы, несколько ослаб. Сейчас человечество в целом сосредоточилось на решении земных проблем. И глобальных предпосылок к переселению в скором времени на Луну или ближайшие планеты я не вижу. Хотя есть одна страна, которая сейчас активнее других движется в космос и вполне может всех удивить в этом вопросе, — Китай. Вот эти могут, да.
— Китай сейчас на пике своего развития? Или Поднебесной еще есть куда расти? А может, у них и вовсе наметился спад?
— История этой страны очень насыщенная: ее население и благосостояние многократно резко возрастали, а потом падали — вследствие войн, эпидемий и иных невзгод. Это продолжается постоянно — страна выходит на некий пик, потом падает вниз. Сейчас другое время. Человечество развивается по экспоненте, и в какой-то момент количество переходит в качество. Китай вполне может зацепиться за этот положительный тренд и расти дальше. На данный момент, кроме исторических, я не вижу иных предпосылок к падению и даже остановке экономического роста этой страны.
— Экономический рост какого государства способен в ближайшие годы удивить весь мир?
— Самый горячий пример — Бразилия, которая не только обладает огромным потенциалом, но и прямо сейчас активно подтягивается к мировым лидерам. Эта страна стала очень интересной для инвестиций, имеет все возрастающее влияние в регионе. Да и, к примеру, сам факт обострения политических отношений с США привлекает к Бразилии внимание множества разных заинтересованных сторон.
— Стоит ли ожидать появления единого экономического пространства наподобие еврозоны в других регионах планеты: скажем, в Южной Америке, Юго-Восточной Азии?
— В ближайшие годы вряд ли. В Юго-Восточной Азии есть ряд крупных игроков, которые вряд ли готовы на такое объединение, поскольку у них ощутимые противоречия с другими крупными игроками региона. В Южной Америке нечто подобное более возможно, но там не назрела необходимость. И уж тем более я не вижу предпосылок к объединению в других регионах.

— Нередко доводится слышать о «нефтяном заговоре». Мол, топливные гиганты целенаправленно скупают все перспективные патенты, касающиеся альтернативных источников энергии, и кладут их в стол. Верите в подобное?
— Сразу подчеркну, что мое мнение в данном вопросе — это мнение человека, не являющегося специалистом в нефтяной отрасли. Насколько я знаю, все известные сегодня альтернативные технологии слишком дороги, чтобы стать полноценной заменой нефти. Но, думаю, в обозримом будущем какой-то новый энергоноситель будет найден. Правда, вряд ли ранее чем лет через 10—20.
— Каковы ближайшие перспективы развития в России разного рода зеленых технологий?
— Я не думаю, что для России идея экологической чистоты технологий и используемых сервисов в ближайшее время станет привлекательной. Набрать здесь популярность технологии, основанные на экоподходе, смогут лишь в одном случае — если они будут обеспечивать не меньшее удобство, чем традиционные аналоги, и цену будут иметь сопоставимую. А рассчитывать на сознательность россиян, на то, что они будут выбирать зеленые технологии в ущерб своему комфорту и выгоде, думаю, пока не приходится.
— Сейчас бизнес все чаще завязывает свою работу на так называемых облачных технологиях, когда все важные данные хранятся на удаленных серверах и доступ к ним осуществляется через Интернет. Не находите ли рискованной зависимость дел от качества связи?
— Любой прогресс, в том числе технический, невозможен без принятия на себя каких-то рисков. Это как в энергетике: можно топить дровами, а можно строить АЭС, которые несут в себе потенциал серьезной катастрофы. Но вот уже много десятилетий — даже столетий — человечество выбирает прогресс и риски. То же касается и вашего примера — это осознанный выбор предпринимателей.
— А вас что-нибудь за недавнее время поразило в плане информационных технологий?
— «Поразило» — не совсем то слово. Современный человек привык, что чуть ли не каждый месяц появляется нечто новое и интересное. Причем это прорывы не столько в технологиях, сколько в качестве предоставляемых услуг. Сейчас большинство новаций связано с обеспечением еще большего удобства со стороны давно известных технологий. И эта тенденция по улучшению качества сервиса явно будет развиваться и дальше. Вот, скажем, я общаюсь с вами посредством iPad…
— Я, к слову, тоже.
— … А еще года четыре назад у меня даже представления о подобном устройстве не было. Сейчас же оно совершенно обыденно и уже полностью вошло в нашу жизнь. Я, кстати, прогнозирую, что смартфоны-коммуникаторы потихоньку будут отмирать за ненадобностью. Для телефонной связи люди будут использовать, собственно, мобильные телефоны, а остальные функции будут выполнять планшетные устройства. Впрочем, я совершенно не удивлюсь, если в любое время, через год или, может, месяц, появится что-то совсем новое, делающее общение еще более удобным.время, через год или, может, месяц, появится что-то совсем новое, делающее общение еще более удобным.
— Некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что Олимпиада в Сочи будет проведена успешно…
— Я уверен, что зимние Игры будут организованы на чрезвычайно высоком уровне. Что-что, а проводить масштабные соревнования в России умеют. Совсем недавно я был на стадионе «Лужники» во время чемпионата мира по легкой атлетике — и в плане организации там все было безукоризненно. И Олимпиада не станет исключением. Это вопрос даже не престижа государства, а менталитета. У нас очень и очень гостеприимная страна. К гостям из-за рубежа у нас по традиции отношение гораздо лучше, чем к своим. Нашему человеку — от простых людей до самых высоких руководителей — просто стыдно принять гостей не на самом высоком уровне. Так что и Олимпиада в Сочи, и чемпионат мира по футболу в 2018 году будут проведены безупречно.

Добавить комментарий