«ПОНИ» — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Автор auto99
В FORD
Фев 9th, 2015
0 Ком.
921 Просмотр.

Его нарекли «Мустангом», но наибольшим успехом он пользовался, пока слыл пони — пусть, временами, и очень своенравным пони.
poni-eto-zvuchit-gordo-1
Легендарный Mustang мог бы быть совсем не таким, каким его знают по обе стороны океана. После того, как в 1962 году Генри Форд II дал зелёный свет проекту, вышло несколько прототипов, сотканных из решений и стилевых мотивов европейских спорткаров. Был даже футуристический универсал и более приближенные к реальности машины. Но всё не то — недоставало хорошей доли звёздно-полосатости американского флага. А нужно было нечто принципиально новое. Автомобиль, который помог бы забыть о недавнем рыночном крахе помпезного Ford Edsel и обогнать вырвавшийся вперёд Chevrolet со своим Corvette.

В итоге свет увидел вариант, сработанный под руководством Ли Якокки. Всего за 18 месяцев его команда создала известный всему миру образ Mustang с плоскими поверхностями, длинным капотом и круглыми фарами.

Техническая начинка и шасси были во многом унифицированы с компактным Ford Falcon, дизайн которого никак не вязался с понятием «спорт». Якокка угадал: «беби-бумеры» послевоенного поколения приняли Mustang на ура. Ведь новинка была престижной, однако недорогой; американской, и всё же «европейской»; спортивной, но четырёхместной. При длине кузова 4650 мм и колёсной базы 2700 мм купе было заметно компактнее большинства американских дредноутов тех времён.

Отцы-основатели
Самый успешный из семи прототипов ранних «мустангов» был разработан в фордовской дизайн-студии в соавторстве Дэвида Эша и Джона Ороса. Руководил же проектом Ли Якокка, ставший впоследствии президентом Ford и возглавивший в начале 1980-х совет директоров Chrysler.

Впервые «Мустанг» показали на нью-йоркской выставке 17 апреля 1964 года. Дебют был поддержан самой глобальной «четырёхколёсной» рекламной кампанией по трём ведущим телеканалам. В роликах красотка из колледжа сбегала от футболиста с банковским клерком, потому что у того был Mustang. Трое молодых парней провожали взглядом даму бальзаковского возраста по той же причине, а седой джентльмен в костюме залихватски прыгал в свой кабриолет через борт. «У Форда есть идея получше», — гласил слоган.

Но никто не предполагал, что идея окажется настолько блестящей. Чтобы в красках описать бешеную популярность машины на первых порах, достаточно сухих цифр.

За первые три часа выставки купе и кабриолет получили на двоих 22 тысячи заказов, а менее чем через два года количество проданных машин перевалило за миллион экземпляров.

Такой резвый старт продаж не перекрыт до сих пор! В девяти случаях из десяти покупатель «масл-кара» выбирал именно Ford. «Мустангу» было чем цеплять.

Базовая заднеприводная двухдверка с трёхступенчатым «автоматом» и V-образной «шестёркой» объёмом 2,8 литра (101 л. с.) предлагалась за смешные по тем временам 2368 долларов. (И это то в 70 годы прошлого века!!! Взять, например, Sandero: отсутствие «автомата» совсем не радует. Все ближайшие конкуренты (кроме «китайцев») уже давно обзавелись АКПП. И почему бюджетные «французы» до сих пор не признают «автоматов», нам непонятно, неужели их пугает ремонт автомобильной акпп. Ведь ремонт французских АКПП уже давно налажен в России.) Но ценовая планка легко взлетала в два раза: покупатель мог выбрать версию без крыши, заказать раздельные передние сиденья вместо дивана и сдобрить всё это могучим V8 (вплоть до 4,8 л и 210 л. с.). Версии с «механикой» отпали практически сразу — престиж был дороже денег.

Зато опции вроде стереосистемы и солнцезащитных козырьков пользовались большой популярностью. А покупательницы требовали вакуумный усилитель барабанных тормозов и усилитель руля. В жарких штатах на ура расходился кондиционер.

Уже на втором году жизни, в 1965-м, Ford добавляет третий вариант кузова — элегантный фастбек с покатой дверью багажника, а индивидуализация интерьера с 34 вариантами цветового и эстетического решения достигла абсолюта. Вслед за появлением GT-версии с «зажатыми» пружинами и рессорами заднего моста Mustang попал в поле зрения инженера и гонщика Кэрролла Шелби.

Тот создал Shelby GT350 с мотором мощностью 306 л. с., а затем почти гоночный Shelby GT350R, оснащённый компрессорным двигателем с отдачей 360–420 л. с.

Дилерские байки
В день старта продаж, 17 апреля 1964 года, дилеры «Форда» увидели небывалые картины. В Чикаго владелец автосалона запер демонстрационный зал, опасаясь, как бы огромная толпа перед дверьми не повредила машины. В Питтсбурге наплыв покупателей был столь велик, что дилер не смог перегнать «Мустанга» с мойки в здание салона. Пришлось продавать на месте.

В Гарленде, штат Техас, 15 человек не на шутку сошлись в схватке за единственный экземпляр «Мустанга». Самый стойкий из них остался ночевать в машине, пока проходил проверку его чек. А в шоу-рум одного из дилеров Сиэтла влетел цементовоз, водителя которого красота «Мустанга» ввела, как он потом объяснил, в оцепенение.

Pony поневоле
Трудно сказать, кто впервые сформулировал термин pony-car. Принято считать, что «пони-машину» придумали конкуренты «Форда», дабы подчеркнуть основные минусы «Мустанга»: низкую мощность начальных версий с V6 и небольшие размеры. Но успех детища Якокки вынудил Chrysler и GM идти той же дорогой, чем породил серию подражателей и, как следствие, целый класс «пони-машин».

И всё же злые языки, нужно признать, попали в цель: задетые за живое управленцы Ford делали Mustang всё более крупным и ленивым, постепенно отдаляя модель от её прародителя.

Не по прогнозу
Эрик Миллер, один из управляющих «Форда» тех лет, прогнозировал 86 тысяч проданных «мустангов» в первый год. Поздно вечером 16 апреля 1965 года, ровно через 12 месяцев с момента старта продаж, молодой калифорниец приобрёл броский красный кабриолет. То был 418 812-й проданный Mustang.

С УЧАСТИЕМ FORD MUSTANG СНЯТО БОЛЕЕ 500 фильмов.

Помимо Стива Маккуина из «Буллита» за рулём легенды успели засветиться Шон Коннери, Николас Кейдж и Уилл Смит.

В 1967 году, желая уйти от недостойного прозвища pony-car и следуя американским традициям чуть ли не ежегодных обновлений, фордовцы сделали Mustang больше и тяжелее. Как окажется потом, стремление угодить покупателю, который просто не был способен сказать нет возрастающей мощности и шику, сведёт яркую машину к образу пенсионера. Но пока… Пока что дизайн передка стал более «злым», а крышка багажника и заднее стекло фастбека слились в одной плоскости. Добавилась «умная» автоматическая трансмиссия FMX с возможностью ручного переключения передач. Под стать возросшей массе изменились моторы: от достаточно скромного V6 3.3 до зверского агрегата Cobra Shelby GT500 — 7-литрового V8. Чуть менее мощный Shelby GT390 был увековечен в культовом фильме Bullit. На нём ездил полицейский в исполнении Стива Маккуина, а гонка за «плохим» Dodge Charger R/T 440 Magnum вошла в золотой фонд кино и стала каноном погони на все времена. Одним из финальных громких аккордов стало появление версии Shelby GT500KR (King of Road) с 7-литровым мотором RamAir 428 (цифрами на классических «мустангах» обозначался рабочий объём в кубических дюймах). С арсеналом в 410 «жеребцов» скорость перевалила за 250 км/ч, а разгон до первой сотни сократился до феноменальных по тем временам 5 секунд.

30 % ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ или около того отведено «Мустангу» в ленте режиссёра Клода Лелюша «Мужчина и женщина».

Полёт фантазии
«Легче сконструировать двери и крышу, чем придумать название», — сокрушался Якокка. Первоначально Дэйв Эш окрестил автомобиль Cougar («кошачье» имя пригодилось «Форду» намного позже). Руководство фирмы настаивало на Torino, образованное от имени итальянки, с которой встречался Генри Форд (название прижилось уже в 1968 году). А одна из легенд гласит, что кто-то из рабочей группы проекта Т-5 (как именовали Mustang на стадии разработки) наткнулся на книгу о мустангах.

По самой правдоподобной версии легендарное авто названо в честь истребителя Второй мировой P-51 Mustang, а вовсе не скакуна. В 1969 году увидела свет последняя генерация классического Mustang. Машина выросла ещё на 10 см, прибавив полцентнера массы. Отличить её можно по встроенным в решётку дополнительным фарам. Особый интерес публики вызвали машины серии Boss (с мощными моторами на 309 и 429 куб. дюйма). Они стали мечтой и школьников, и их отцов — широченный воздухозаборник на капоте и подобие спойлера в переднем бампере не оставляли сомнений в крутости хозяина.

Эпоха новых «мустангов» образца 1974 года ознаменовала закат эры «масл-каров». Позабылись громкие имена Boss, Shelby и Cobra, дизайн стал пресным и обыденным, а пятилитровые V8 выдавали максимум 140 л. с. Ведь по новым европейским правилам мощность замеряли со всем навесным оборудованием мотора. Размеры усохли донельзя, а машину третьего поколения (1979–1993 гг.) можно было запросто перепутать с хетчбэком Sierra. Никто не ожидал славы предка, но Mustang пятого поколения, появившийся в 2005-м, снова приглянулся молодёжи и начал участвовать в гонках, в том числе и светофорных, а версии имени Кэрролла Шелби снова стали выдавать по полтысячи сил и более. Ну а сегодня эпоху маслкаровского ренессанса продолжает уже совсем иной Mustang. Затеявший революцию.

У Джима Моррисона был Shelby GT 500, Билл Клинтон время от времени разъезжает на кабриолете Mustang, а Фрэнк Синатра заказал себе купе в первый день продаж модели.

В письменной форме
Среди тысяч писем с одами «Мустангу» к фордовцам дошло и такое: «Я не большой поклонник автомобилей и никогда не был им, поскольку владение большинством машин чревато всякими неприятностями. Более того, Нью-Йорк отнюдь не то место, где стоит иметь автомобиль. Владельцы собак заставляют своих любимцев мочиться на колёса. Ребятишки из трущоб воруют колпаки с колёс. Голуби садятся на крышу машины — и даже хуже того. Уличные мостовые постоянно изрыты, а стоимость закрытых стоянок такова, что хоть вторично закладывай свой дом. Горючее стоит на треть дороже, чем в любом другом городе. Ставка по страхованию невообразимо высока… Поэтому, как только поднакоплю деньжат, куплю себе Mustang».

ЗА ПОЛВЕКА МАШИНА РАЗОШЛАСЬ ТИРАЖОМ ОКОЛО 10 МЛН ЭКЗЕМПЛЯРОВ.

Добавить комментарий