Достояние чешской республики

Автор auto99
В SKODA
Янв 23rd, 2015
0 Ком.
1323 Просмотр.

КОНЦЕРН SKODA ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ , А ПОТОМ ЭВОЛЮЦИОНИРОВАЛ В ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ БЛАГОДАРЯ СТАРАНИЯМ МНОЖЕСТВА ЛЮДЕЙ.
НО В НАЗВАНИИ АВТО ГИГАНТА УВЕКОВЕЧЕНО ИМЯ ЛИШЬ ОДНОГО ИЗ НИХ — ОСНОВАТЕЛЯ ПРЕД ПРИЯТИЯ ЭМИЛЯ ШКОДА.
dostoyanie-cheshskoj-3
Предприимчивый внук кузнеца
Skoda — это не только легковые автомобили. Концерн производит грузовики, трамваи, троллейбусы, локомотивы, оборудование для атомной энергетики, станки, технологические линии для пищевой промышленности и многое-многое другое. По большому счету, Skoda — индустриальное сердце и такое же национальное достояние Чехии, как, например, знаменитое чешское пиво. Не зря самый первый завод «Шкода» расположился в Пльзене — на родине «Пилзнера Урквелла», «Пльзенского Праздроя» и самого Эмиля Шкоды.
В самом начале своей карьеры этот инженер помышлял вовсе не о выпуске автомобилей, которые в ту пору были диковинкой. С раннего детства он все время проводил в кузнице своего деда Яна Шкоды, который не только ковал подковы, гвозди да обручи для пивных бочек, но и придумывал всевозможные механизмы. Так что, едва окончив гимназию, юный Эмиль уехал в Прагу, где поступил на факультет машиностроения Горного технического колледжа, а через два года перебрался в Карслруэ — изучать инженерные науки. Когда, набравшись знаний и попрактиковавшись во Франции, Германии, Англии и США, 27-летний специалист вернулся в родной Пльзень, рабочее место ему нашлось мигом. Шкода был назначен главным инженером на местном станкостроительном заводе, принадлежавшем в ту пору знаменитому дворянскому роду Вальдштейнов-Вартенбергов.

Молодому инженеру быстро стало очевидно, что в тогдашнем виде фабрика была обречена на разорение — управленцы-аристократы не понимали ничего ни в ведении дела, ни в инженерных новинках.

Так что через три года Эмиль собрал все свои сбережения, дозанял недостающее — да и выкупил угасающее предприятие у Вальдштейнов за 170 тысяч флоринов золотом. Ходили слухи, что даже в поспешный брак с богатой невестой Шкода вступил, чтобы поскорее стать хозяином собственного завода.

Автомобили бмв х3 бу в Москве/ avilon-trade.ru
Хотите сэкономить? Не знаете где лучше всего купить качественный и надежный BMW X3 Series с пробегом? Конечно же в Авилон-Trade. Звоните! +7 (495) 730 44 49

И сахар, и артиллерия
И как только молодой человек перешел в капиталисты, дела у промышленного предприятия пошли на лад. За короткое время количество рабочих на заводе выросло с 33 человек до 4000. Не помешал бурному развитию фабрики даже экономический кризис. Да, громадные металлообрабатывающие станки оказались никому не нужны. Но Шкода рассудил, что даже в самые трудные времена люди продолжают есть конфеты и пить сладкий чай. Так что завод перешел на выпуск оборудования для сахарных заводов. Новая продукция быстро завоевала рынок, постепенно добравшись до других стран, в том числе Российской империи — в 1878 году чех основал в Киеве первое иностранное представительство своей фирмы.
dostoyanie-cheshskoj-2
Вскоре производственные приоритеты сместились в сторону тяжелой металлургии, которая, по большому счету, обслуживала военные заказы. В 1884-м Эмиль Шкода открыл самый технологичный в то время сталелитейный цех, способный отливать детали массой до 10 тонн.

А еще 12 лет спустя объединение, которое уже впору было именовать корпорацией, запустило завод по производству оружия. Соперничать по качеству с военной продукцией марки «Шкода» тогда мог лишь небезызвестный Крупп, но немецкая артиллерия была в разы дороже.

Так, 75-миллиметровые горные орудия образца 1902 года служили нескольким десяткам армий мира на протяжении многих декад — даже во время Второй мировой. Правда, сам отец-основатель концерна успеха своей пушки не застал — как и не узнал он о том, что его предприятие начало выпускать автомобили. Эмиль Шкода умер в августе 1900 года, так и не встретив наступающий ХХ век. Но незадолго до смерти он успел дать предприятию еще один важный толчок.

Придя к выводу о том, что авторитарная модель управления мешает развитию предприятия, чешский промышленник в декабре 1899-го преобразовал свой концерн в акционерное общество.

Рыцарь, князь и телепсихиатр
За свои заслуги перед Австро-Венгерской империей Эмилю Шкоде был пожалован титул «риттер» (аналог звания «граф»), который порой ошибочно считают вторым именем инженера. Чех был заядлым путешественником. После полуторалетнего путешествия по США он повесил в своем кабинете портрет индейца, сопровождавшего его в пути. Это изображение позже трансформировалось в эмблему SKODA. Любопытно, что персонаж по имени Эмиль Шкода есть в популярном телесериале «Закон и порядок» — полный тезка чешского промышленника в этом фильме является психиатром-консультантом.
dostoyanie-cheshskoj-1
Два умелых Вацлава
Но мир бы никогда не узнал о существовании легковых автомобилей с крылатой стрелой на радиаторе, если бы не самозабвенный труд двух тезок — Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента. Начинали они с собственной велоремонтной мастерской, которая позже разрослась до небольшого заводика по выпуску велосипедов. Как вспоминал Клемент, началось все с того, что молодые люди вскладчину заказали велотандем в дрезденской компании Зейделя и Наумана. Вскоре покупка сломалась, а производители высокомерно отказали чешским паренькам в ремонте: «Если вы хотите, чтобы мы вам помогли, напишите письмо на понятном нам языке» — такой ответ прислал им то ли Зейдель, то ли Науман. Пришлось тезкам самостоятельно чинить дорогостоящий механизм, и впоследствии к ним стали обращаться с поломками друзья, знакомые знакомых и так далее.

В 1899 году два Вацлава начали оснащать свою продукцию моторами — так началась мотоциклетная страница в истории Laurin & Klement Company, которая через короткое время сменилась страницей автомобильной. Первая же четырехколесная самодвижущаяся коляска, выпущенная этой мастерской в 1905-м, имела шансы стать настоящим бестселлером. Новинка с незамысловатым названием Laurin & Klement была оснащена литровым двигателем мощностью семь лошадиных сил, а в полностью загруженном состоянии (то есть с водителем и пассажиром на борту) могла разгоняться до 40 км/ч. Препятствием к стремительному обогащению стали малые производственные мощности фабрики — фирма сумела произвести всего 44 экземпляра. Другие модели C и D и вовсе были собраны в количестве по 14 штук каждая.

В 1907 году два Вацлава пришли к тому же заключению, что и Эмиль Шкода: без дополнительных инвестиций и заинтересованности персонала в успехе завод не сможет развиваться. Поэтому Laurin & Klement был преобразован в акционерное общество и за несколько лет сумел стать самым крупным автопроизводителем в Австро-Венгерской империи. Автомобили этой марки участвовали и побеждали на всех крупнейших автогонках того времени. Laurin & Klement FC доминировал на европейских трассах — заднеприводная машина с жесткими рессорами могла разгоняться до феноменальных в то время 90 км/ч благодаря двигателю объемом 2438 кубических сантиметров.

Поиски внешних ресурсов
Но «самый крупный автопроизводитель Австро-Венгрии» — титул сомнительный, поскольку хоть каких-либо конкурентов в стране у них попросту не существовало. А Лаурин и Клемент хотели покорить не только Богемию, Моравию и Австрию, но и остальной мир, в котором уже вовсю правили бал немецкие, американские, французские машины. Акционирование предприятия не принесло необходимых для мировой экспансии средств — чтобы сделать революционный рывок, потребовалось еще почти 20 лет.

В середине 1920-х руководство L&K нашло в себе силы сознаться: без финансовых вливаний извне компанию ждет лишь штучное производство специализированных спортивных автомобилей. Не об этом мечтали Вацлавы. Поиски стратегического партнера привели Лаурина в офис крупнейшей промышленной империи Австро-Венгрии — «Шкода». Там к предложению отнеслись с большим интересом, и уже летом 1925-го компания Laurin & Klement вошла в состав промышленного гиганта «Шкода-Пльзень». В течение следующих четырех лет под новой маркой Skoda было выпущено три тысячи автомобилей. Но сначала Великая Депрессия, а затем и Вторая мировая война заставили предприятие сбавить обороты и переключиться на выпуск другой продукции: сборочные цеха автомобильного отделения концерна перешли на производство танков.

С наступлением мирного времени Skoda сумела быстро восстановить утраченные позиции. Однако со временем восточноевропейские автомобили все больше и больше отставали от западных собратьев, поэтому к концу 1980-х компании пришлось снова искать стратегического партнера. Как и завещал Эмиль Шкода, если ресурсов для развития не хватает внутри коллектива, то надо искать их в другом месте. В 1990 году Skoda уступила 30 % акций Volkswagen Group, а к началу XXI века Volkswagen Group получил полный контроль над чешским автопроизводителем, дав ему новый толчок в развитии. И в наши дни машины марки Skoda — достойный конкурент европейским, азиатским и американским автомобилям.

Экономия и компактность
В сентябре была представлена предсерийная версия новой модели Skoda под названием MissionL. Максимально приближенный по дизайну к серийной версии, этот концепт-кар дает представление о новой компактной модели чешского автопроизводителя. Презентация серийной версии нового автомобиля состоится в России в 2012 году. Расширение модельного ряда нацелено на поддержку динамичного роста марки в мире. По сравнению с 2010 годом мировые продажи автомобилей с логотипом с крылатой стрелой на капоте за первые восемь месяцев 2011 года выросли на 18,3 % и составили 583 600 автомобилей.

Движение на Восток
Доля Skoda Auto в суммарном экспорте Чешской Республики составляет порядка 6,7 % (по данным 2008 года). Помимо легковых автомобилей (которых в 2010-м продано 762 600 штук), компания выпускает грузовики, автобусы, авиационные двигатели и сельскохозяйственные машины.
Сборочные предприятия есть не только в Чехии и Словакии, но и в России, Украине, Казахстане, Боснии и Китае — именно Поднебесная является на данный момент основным рынком сбыта автомобилей Skoda.

Добавить комментарий