На пороге критического сжатия

Автор auto99
Мар 21st, 2015
0 Ком.
951 Просмотр.

По итогам 2014 года автомобильный рынок страны сократился на 10%. Тем не менее, прошедший год завершает полный цикл посткризисного развития авторынка. Отдел аналитики Группы изданий «Авто Медиа» подвел итоги и составил прогноз дальнейшего развития ситуации.

2

Автомобильный рынок РФ описал полный цикл: от посткризисного восстановления и последующего бурного роста до стабилизации и начавшегося спада. Рекордным оказался 2012 год, когда продажи вплотную подошли к уровню 3 млн легковых автомобилей. Однако в следующем, 2013 году, рынок сжался на 5,5%.

В 20U году продажи автомобилей в РФ снизились на 10,3%. Падение могло бы быть еще существеннее, если бы не случился предновогодний ажиотаж. Напомним, что в декабре прошлого года продажи подскочили до рекордного уровня — 254 тыс. новых автомобилей — такого объема рынок не видел с 2012 года. Однако декабрь стал единственным месяцем с положительным приростом — в течение всего года динамика была отрицательной.

Несмотря на то, что в летние месяцы 2014 года падение достигало 20%, в целом по итогам года автомобильный рынок Российской Федерации все же показал восьмой результат в мире — 2 млн 341 тыс. По всему видно, что 2014 год завершит посткризисный цикл. С этой временной точки на отечественном автомобильном рынке начнется новый кризис.

Коренным образом изменилась структура автомобильного рынка РФ. На формирование нового лица авторынка повлияли несколько факторов, в том числе введение заградительных таможенных пошлин, новые соглашения о промсборке с автопроизводителями и целый ряд других.

http://www.ctk-center.ru/advert/url/2014/novinki-nissan-2014/ | www.ctk-center.ru
Новинки Nissan. Спешите оценить новинки в CTK CENTER! Звоните (812) 336-91-19 !

Сегодня структура авторынка выглядит следующим образом. На иномарки российской сборки пришлось 58% проданных автомобилей против 55% годом ранее. На отечественные марки пришлось 14,5% продаж, а импорт в прошлом году составил 27,5% рынка новых легковых автомобилей. Одновременно резко уменьшился в объемах сегмент 6/у автотехники. В 2014 году в страну ввезено 114 тыс. праворульных 6/у иномарок из Японии. Фактически, импорт б/у автомобилей перестал играть в России сколько-нибудь существенную роль, исключение составляет лишь ряд восточных регионов.

Одновременно развивается сегмент вторичных продаж, в том числе у официальных дилеров. По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка подержанных автомобилей в 20U году составил 6,1 млн автомобилей — рост на 6%.

Структурные перекосы

Если смотреть на развитие авторынка с точки зрения типажа автомобилей, то продажи в различных размерных классах показали разнонаправленные тенденции. На самый массовый сегмент автомобилей класса В+ пришлась треть продаж российского авторынка (785 тыс. автомобилей). При этом данный сегмент сжался на 9%, в основном из-за падения интереса к отечественному бренду Lada (-15,5%). Продажи в другом массовом классе — С+ (гольф-класс) — сократились на 29%. Сегменты премиум-автомобилей размерных классов Е+ и F+ в целом показывали рост, несмотря на кризисные явления.

Несколько иная ситуация сложилась в сегменте кроссоверов, занявшем 40,24% авторынка РФ. Годом ранее этот показатель был на три пункта ниже. Итоговый результат — 941 тыс. кроссоверов, внедорожников и пикапов.

На субкомпактные модели пришлось 13% класса кроссоверов и внедорожных машин. Лидерами стали Chevrolet Niva и Lada 4×4. На самый массовый сегмент -кроссоверы и внедорожники класса С+ пришелся каждый седьмой проданный на отечественном рынке автомобиль. В суммарном зачете этот класс занял второе место. Лидером класса стал Renault Duster.

В целом спрос на самые компактные внедорожники двух классов уменьшился на 6%. Несколько меньше просели продажи среднеразмерных кроссоверов и внедорожников (-2%), а лидер класса Mitsubishi Outlander показал даже 9% рост. Общее снижение несколько сгладил только класс полноразмерных внедорожников. Отметим, что такие структурные изменения обусловлены потерями позиций легковых автомобилей размерного класса С+ и В+, доля которых за прошедшие 10 лет снизилась с 70% до 45%.

Марочные различия

Пока бесспорным лидером отечественного рынка остается Lada с 16% долей продаж (378 тыс. автомобилей). На втором месте — корейский бренд KIA с 8,3% (195 тыс.). Примечательно, что вместе с другим корейским брендом Hyundai (7,64%) они фактически догнали отечественного автопроизводителя.

Несмотря на общее 10-процентное снижение рынка, прошлый год все же оказался успешным для ряда иностранных брендов. Большая часть японских брендов закончила год с приростом. Mazda увеличила продажи на 17%, Nissan — на 11%, Toyota — на 5%, Subaru — на 4%, Mitsubishi — на 2%. Ожидаемо увеличились продажи брендов премиум-класса. (Mercedes-Benz, Lexus, Porsche и др.

Список неудачников возглавляет американский Ford (минус 38,7%). Также сильно просели продажи Chevrolet (-29,5%), Suzuki (-28,1%), Opel (-20,2%) и Volkswagen (-17,7%). Аналитики связывают это с различными факторами, такими как устаревший модельный ряд, неудачное ценовое позиционирование автомобилей и т.п. В минусе оказались и два немецких премиум-бренда — BMW (-15,6%) и Audi (-5,9%). Неудачно сложился 2014 год на отечественном рынке для двух французских марок — Peugeot (-38%) и Citroen (-31%), которые впервые за наблюдаемый период не вошли в российский ТОП-25.

Каков прогноз?

Говоря о развитии автомобильного рынка в 2015 году, следует указать на два фундаментальных фактора.
Первый — цены на нефть. Объемы продаж на авторынке всегда изменяются синхронно с колебаниями цен на черное золото. В 2009 году цена на нефть упала до уровня 45-50 долларов, что сразу сказалось на объемах продаж новых легковых автомобилей. Рынок в прошлый кризис сжался вдвое (с рекордных 2,75 млн в 2008 году до 1,37 млн автомобилей годом позже). Если углубиться еще далее в историю, то аналогичная ситуация с нефтяными ценами наблюдалась десять лет назад, в 2004 году: тогда объем продаж составил 1,37 млн легковых автомобилей. Но это был совсем другой авторынок: было продано 932 тыс. отечественных машин и 350 тыс. иномарок.

Второй фактор, уже оказавший существенное влияние на состояние рынка, — колебания валютного курса, которые так же сказываются на стремительно начавшемся увеличение стоимости автомобилей. Негативное влияние на ситуацию на рынке неизбежно окажет подорожание кредитов. Кредитные схемы были значимым фактором роста продаж. Глава Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер считает, что рынок сократится в 2015 году на 24% — до уровня 1,89 млн новых легковых автомобилей.

Другой вариант прогноза опубликован Price water house Coopers (PwC). Согласно оптимистичному варианту прогноза PwC, в этом году в России будет продано 1 млн 750 тыс. легковых машин (спад -25%). Возможен пессимистичный вариант развития событий — снижение рынка на 35% до 1 млн 520тыс. автомобилей. При этом наиболее сильно уменьшится сегмент импортных автомобилей — до 290 тыс. В меньшей степени пострадают иномарки российской сборки и отечественный сегмент. В этой связи особое значение приобретают меры государственной поддержки, такие как утилизация, программы льготного кредитования и т.д.

Добавить комментарий