Трехглазый управленец

Автор auto99
В ПДД
Янв 18th, 2015
0 Ком.
758 Просмотр.

1868
Джон Пик Найт приспособил к автодорогам Лондона железнодорожный семафор.
1910
Крестообразный светофор Эрнста Сиррина со сменяющимися надписями.
1920
Уильям Поттс создал систему, на базе которой светофоры делаются и поныне.
1925
На крупных перекрестках Европы и США появляются 8-метровые светофорные башни.
1936
«Маршаллайт» — светофор с вращающимся циферблатом системы Чарльза Маршалла.

1950-е
Доминирующей системой автоматического регулирования стали трехсекционные светофоры.
1990
Фонари начинают делать из светодиодов, которые гораздо ярче и экономичнее обычных ламп.
trexglazyj-upravlenec-1
Красный — стой, желтый — готовься, зеленый — иди. Сигналы светофора — это, пожалуй, самые первые правила дорожного движения, с которыми знакомится каждый ребенок. Порой кажется, что светофоры стояли на улицах испокон веков, однако им едва-едва перевалило за сотню лет.
Родом из Англии. А может, из США Нечто, что можно с определенной натяжкой назвать светофором, впервые было установлено в Лондоне. В декабре 1868 года инженер Джон Пик Найт установил у здания Парламента первый механический светофор. Найт, работавший специалистом по семафорам, не стал мудрствовать, а просто скопировал железнодорожную схему. У его конструкции было две лопасти по бокам. Будучи поднятыми вверх, они означали «проезд открыт», а горизонтальное положение приказывало экипажам остановиться. В темное время суток включался газовый фонарь — он подавал экипажам сигналы зеленого и красного цвета, которые в итоге стали традиционными для подобных устройств.

Американцы заявляют, что изобретение Найта к светофорам отношения почти не имеет. Во- первых, ни о какой автоматической работе речь в этом случае не шла — сигналы переключал специально обученный полицейский. Во-вторых, в массовое производство английский прибор не попал — на исходе третьей недели работы, 2 января 1869 года, светофор взорвался, травмировав констебля-оператора и переполошив пол-Лондона.

Первый светофор Германии (на Потсдамской площади Берлина) работает до сих пор.

Первый светофор Германии (на Потсдамской площади Берлина) работает до сих пор.

Так что родиной светофора США гордо именуют самих себя. В 1910 году коренной янки Эрнст Сиррин запатентовал автоматическую систему управления дорожным движением, в которой сменялись надписи «стой» и «двигайся». Первым в мире перекрестком, оборудованным этим устройством, стал угол 105-й улицы и авеню Евклида в городе Кливленд. В 1920 году детройтский полицейский Уильям Поттс предложил использовать еще и желтый промежуточный сигнал. Еще пару лет спустя житель Нью-Йорка Том Хэйес запатентовал автоматическую систему управления дорожным движением при помощи светофоров (с любопытным пояснением к патенту: мол, изделие призвано обеспечить очередность проезда перекрестка независимо от персоны автовладельца).

logoБесплатный онлайн ОСАГО калькулятор 2015 / insdetails.ru
Все страховые компании: рейтинги, отзывы, тарифы, скидки, онлайн расчёт! Хотите узнать сколько платить за ОСАГО в 2015? Заходите к нам на сайт!

Тогда же светофоры добрались и до старушки Европы — первый в Старом Свете разноцветный регулятор появился в Париже на углу Севастопольского бульвара и Рю де Риволи. А до советской России автоматические помощники постового доехали в 1930-м: 15 января в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне — Невского и Литейного) были установлены огромные часы без цифр, разбитые на три сектора. Два сектора большие — красного и зеленого цвета и один маленький — желтого. Когда единственная стрелка этого механизма указывала на красный сектор, машинам нужно было остановиться, на зеленый — ехать.

Квадрат значит «стоп»
Существует огромное количество разных видов светофора: автомобильные, пешеходные, велосипедные, трамвайные, железнодорожные и даже речные. Особенности светофорного регулирования в целом одинаковы по всему миру. О том, что красный означает «стоп», а зеленый «иди», знают и в горах Китая, и в пампасах Уругвая, и в ледовых пустынях Гренландии. Есть разве что некоторые усовершенствования общепринятой системы. Например, в канадской провинции Квебек красный сигнал имеет форму квадрата, желтый — ромба, а зеленый — круга. Это делается для того, чтобы упростить жизнь людям с нарушением цветового восприятия. И если красный с зеленым выглядят примерно одинаково на любом перекрестке мира, то диапазон оттенков желтого варьируется весьма смело — от янтарно-оранжевого на востоке США до почти белого в странах Индокитая.

Часто светофоры оборудуют дополнительными примочками, например, электронным табло с таймером, отсчитывающим время горения того или иного сигнала. Звуковое сопровождение — быстрое или медленное монотонное тиканье — стандартно во всем мире. В Германии и Голландии зачастую перед пешеходным переходом укладывают мягкие резиновые пластины, в которых нога слегка тонет,— это еще одна подсказка слабовидящим гражданам.

Памятник доисторическому человеку в Бангкоке

Памятник доисторическому человеку в Бангкоке

Если коробка с трехцветными сигналами — лицо современного светофора, то сердце его — автоматический блок управления. Долгое время светофоры переключались механически, при помощи встроенного кулачкового механизма, позволявшего каждому сигналу гореть определенное время. Современные электрические регуляторы движения оборудованы GSM-модемами и подключены к общегородской сети, каждым компонентом которой можно управлять из диспетчерской. Все большую популярность набирают адаптивные светофоры. Они оснащены детекторами транспорта и могут самостоятельно определять, сколько автомобилей собралось с той или иной стороны, переключая сигналы по мере необходимости. Эти устройства полезны в местах, где небольшой транспортный поток вливается в крупный. Так, первый адаптивный светофор в Краснодаре установлен возле выезда со стоянки гипермаркета «Магнит» на ул. Солнечной. Стоит на второстепенной дороге собраться трем и более машинам, как для них загорается зеленый, который все остальное время светит главному потоку.

Культура и спорт
Светофор стал любимым детищем скульпторов. Только в России существует несколько памятников трехглазому регулятору — в Москве и Новосибирске. Еще один известный монумент расположился в Лондоне — автор умудрился создать настоящее светофорное дерево, нанизав на железный ствол пару десятков функционирующих светофорных веток.

Страшно представить, что моглабы натворить скульптура работыПьера Вивана, будь она установлена у проезжей части.

Страшно представить, что могла
бы натворить скульптура работы
Пьера Вивана, будь она установлена у проезжей части.

Студия Артемия Лебедева по заказу мэрии Стамбула разработала систему «Исиклариус» — первый и пока единственный светофор на планете , в котором используется технология фосфоресцентных органических светодиодов. Кроме того, сделан он в виде восклицательного знака, что, по мнению авторов, привлечет больше внимания участников движения.

Светофоры используют для регулирования движения не только в обычной жизни, но и в автомобильном спорте. В «Формуле-1», например, догадались вместо стартового флага использовать цветовые сигналы в 1976 году. Дебютировал светофор на трассе «Интерлагос» и с тех пор прочно занял место в «Королевских гонках». За пятнадцать минут до старта перед участниками зажигаются пять пар ламп красного цвета — к этому моменту все машины должны выстроиться на стартовой решетке. За пять минут до начала гонки одна пара сигналов гаснет, за три минуты горящими остаются три пары, за минуту — две, за пятнадцать секунд — одна пара. И когда последние огни гаснут, гонщики стартуют.

Кроме стартовой линии, светофоры в «Формуле-1» устанавливаются на маршальских пунктах и пит-лейне. В первом случае цветные сигналы дублируют флаги, которыми машут маршалы.

Желтый, например, предупреждает пилотов о том, что впереди опасный участок. У светофоров на пит-лейне кроме красного и зеленого есть еще и мигающий синий сигнал, намекающий гонщику о том, что необходимо уступить дорогу другому болиду.

Прощайте, лампы
Ламповые светофоры постепенно выходят из употребления. Им на смену приходят устройства со светодиодными сигналами. Началось это в 1996-м году, когда был изобретен достаточно яркий зеленый диод. Такие светофоры лучше видны при остром угле обзора, а также застрахованы от «сгорания» — по мере износа источников освещения они постепенно блекнут. И конечно, бюджет тоже свидетельствует за светодиоды — производители утверждают, что за год диодные системы позволяют экономить на одном перекрестке электричества на 18 000 рублей.

Железнодорожный прародитель
Впервые необходимость подавать механические сигналы участникам движения возникла на железных дорогах. И в 1841 году англичанин Джозеф Стивенс запатентовал семафор — столб с лопастью, которая могла принимать три положения: вертикальное, горизонтальное и под углом 135 ° к столбу (соответственно, «двигайся», «стой» и «осторожно»). Система знаков была, в свою очередь, скопирована с морских флаговых сигналов, которые подавали другим кораблям матросы на корме.

Добавить комментарий