ОДА АНГЛИИ

Автор auto99
Фев 8th, 2015
0 Ком.
893 Просмотр.

На карте мира есть государства, обладающие самыми разными достоинствами. Одни славятся богатой историей, другие — шедеврами искусства; в третьи едут, чтобы получить престижное образование, насладиться комфортом и высоким уровнем жизни; в четвертых удобно вести бизнес. Эта статья посвящена стране, сочетающей в себе сразу все вышеперечисленное и вызывающей уважение невольно, даже если вы не особый поклонник ее культуры и нравов. Давайте разберемся, почему именно Великобритания стала родиной классических университетов, выдающейся литературы и музыки, шикарных автомобилей и еще целого множества людей, вещей и явлений, достойных эпитетов «легендарный» и «лучший в мире».
oda
Сочинять оду Англии одновременно легко и трудно. Легко, потому что объективно есть за что воспевать. Не просто «есть», материала предостаточно. Трудно, потому что теряешься: с чего именно начать?

Что является краеугольным камнем индивидуальности этого весьма стильного государства, где удивительное встречаешь, вообще не прикладывая усилий к поиску? Какими качествами должна обладать нация, чтобы породить столь разных творцов, как Джон Рональд Руэл Толкиен и Уолтер Оуэн Бентли? Что общего, наконец, между образцово подстриженными газонами и полувековым британским первенством в области музыкальной индустрии?

Как минимум, ответ на последний вопрос очевиден: связующее звено можно описать словами «качество» и «штучная работа».

Британское производство, о какой бы его области мы не говорили, вряд ли может похвалиться американским размахом и серийностью. Нет здесь ни немецкого подчинения строгим схемам, ни японской истощающей фанатичности в труде. Английский продукт, как правило, создается не спеша и с чувством. В нем обязательно ощущается стиль — не кричащий и не вычурный, а этакий комфортный шик, удобный для пользователя и выверенный до мелочей. Пожалуй, этот самый стиль — добротная, даже домашняя, роскошь — и делает британские товары и произведения настоящими шедеврами.

Стиль — это проявление национального характера. Скажи мне, какие черты присущи твоему характеру, и я отвечу, каков твой стиль. Что же отличает англичан от жителей остального мира? Думаю, вряд ли кто-то станет спорить, если я назову снобизм и чопорность.

Однако, как и все стереотипы, этот так-же включает в себя оговорки. Снобизм?

Да, британцы не просто уверены — они с раннего детства знают, что их страна — самая великая. Ведь и нулевой меридиан называется «лондонским». Однако при всей глубокой убежденности в собственном превосходстве англичане крайне редко пытаются его продемонстрировать и тем более убедить в нем остальных. Я не раз наблюдал, как ирландцы в час закрытия Irish Pub’а дружно встают и поют национальный гимн. Но ожидать такого от англичан, по меньшей мере, странно. Напротив: самоирония, насмешка, здоровый скептицизм по отношению к самим себе — все это напрочь убивает желание смотреть на англичан свысока.

Что касается разговоров о чопорности, то и тут не обошлось без перегибов. Чопорность для англичан — скорее особое отношение к своей истории. Они не просто с пиететом — я бы сказал, любовно — относятся к собственным традициям. Караул у Букингемского дворца сменяется столь же помпезно, и рядовые англичане относятся к нему так же почтительно, как и в 1660 году, когда этот обычай появился.

Сороковую по счету английскую королеву чтут столь же сильно, как и первую. Несмотря на нынешнее отсутствие реальной власти, ее мнение, одобрение ею тех или иных решений премьер-министра очень важно для жителей Альбиона: именно из-за глубинного уважения к монарху.

Возможно, именно в этой склонности серьезно воспринимать древние традиции и кроется та самая особенность, помогающая Великобритании создавать такое количество мировых эталонов: от манчестерских сорочек до автомобилей класса «люкс». В большинстве случаев, если вы говорите «старинный английский бренд», то это по определению значит «успешный». И речь здесь не только о гигантах. Сложно удивляться процветанию завода Rolls-Royce, но ведь по сей день положительно стабилен и ресторан отеля «Мидленд», где в далеком 1904-м случилась первая встреча двух джентльменов — Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса.

Так что поводы для снобизма у англичан есть. Но их надменность, повторюсь, нивелируется склонностью к самоиронии. Умение посмеяться над собой здесь считается неоспоримым достоинством, а обижаться на шутку не принято.

Об английском чувстве юмора вообще стоит поговорить особо. Чего стоит хотя бы их обычай говорить при встрече: «Прекрасный денек, не правда ли?» — какая бы непогода ни стояла на улице. Соединенное Королевство для Европы — примерно как Япония для остальной Азии.

Вроде бы свои, но совершенно особый менталитет. Считая англичан чудаками, тем не менее весь мир неподдельно их уважает. Одни души не чают в Rolling Stones или Aphex Twin, другие очарованы Шерлоком Холмсом или Гарри Поттером, третьи завороженно следят за противостоянием «Челси» и «Манчестер Юнайтед», четвертые в восторге от роскоши и качества Bentley. Но, думается, главная причина этого уважения чуть глубже.

Нельзя хотя бы подсознательно не почувствовать искреннюю любовь англичан к своей стране. Настолько глубокую, что она не нуждается в бурном выражении, но при этом не позволяет другим, общаясь с британцами, усомниться в величии Туманного Альбиона. Да, именно в любви все дело! К королеве Англии, к туманной погоде, к традициям, которые могут показаться очень странными. В любви к своей истории, наконец, причем со всем ее негативом и кровавыми страницами. Джентльмен — это тот, кто кошку всегда называет кошкой. Даже если споткнулся об нее. Пожалуй, только опираясь на ступени богатого событиями прошлого и можно подняться выше остальных, чтобы создавать произведения (как культуры, так и промышленности), которыми будет восхищаться весь мир. А если при каждом удобном случае «рушить весь мир до основанья», то не стоит потом сетовать на дурное качество родимого автопрома и неконкурентоспособность отечественного образования.

Добавить комментарий