Советы профессионалов: коробка переключения передач

Автор auto99
Май 17th, 2014
0 Ком.
2751 Просмотр.

korobka-1
Что стоит за переключением передач, как в гололед заехать на подъем без вреда для коробки и для чего все же нужен режим О/D мы погорим в серии статей, посвященных этому важнейшему агрегату.

Немного истории
Начало истории современной гидромеханической трансмиссии традиционно относят к знаменитому Ford T — у коробки этого передового по тем временам автомобиля было две передачи, и две педали для управления — первая для переключения между низшей и высшей передачей, а вторая — для включения заднего хода. Когда такую машину подарили монгольскому правителю Богдо-гэгэну VIII, он без особого труда проехался на ней вокруг дворца, чем лишний раз произвел божественное впечатление на своих подданных.

После успеха Ford-T в работу включились General. Motors, а позднее и и Chrysler. Первые усовершенствовали полуавтоматические коробки передачу которых была автоматизирована часть действий по переключению передач. Вторые же внесли в конструкцию гидромуфту, а затем и гидротрансформатор (агрегат, частично аналогичный сцеплению в механической коробке передач). Внимательный читатель заметит, что большинство компаний, представленных в списке — американские. Отсюда и знаменитый порядок режимов P-R-N-D-L.
korobka-2
Дело в том, что для американской школы автомобилестроения было характерно подрулевое расположение рычага переключения передач и привыкшие к механическим коробкам тех лет автолюбители, при использовании, например, схемы P-N-D-L-R, по привычке включая первую передачу, благополучно ехали назад, -прямо в бампер соседа.

Сейчас автоматическая коробка передач абсолютна привычна и естественна и в наших сибирских краях.Тем не менее, это достаточно сложный агрегат, требующий внимательного отношения и периодического обслуживания.

Дадим несколько несложных советов по выбору типа трансмиссии и аспектам, на которые стоит обратить внимание при покупке машины.

Механика или автомат?
Если вы часто и много ездите преимущественно по городу, очевидное преимущество остается за автоматической трансмиссией — ручное переключение утомит вас, особенно если день был не самый удачный, а тут еще и пробка в гору. В случае же езды по сельской и пересеченной местности, трассам и особенно, «направлениям», ситуация обратная — стоит выбирать механическую коробку передач — грязи можно не бояться, а в случае чего вас всегда отбуксирует трактор из соседней деревни.

Тоже очевидно для спортсменов и учеников — контроль и чувство машины максимальны. Расход топлива в современных механических и автоматических трансмиссиях практически не различается,тем не менее в некоторых сочетаниях, как например, МКПП на дизельной машине, дает весомое преимущество в экономичности хода. В тоже время автоматическая коробка, при исправном ее состоянии, дарит водителю плавность хода и возможность сосредоточиться только на рулевом колесе.

Выбирая новую машину:
При покупке новой машины предпочтение стоит отдать вариатору (CVT) — переключение передач будет наиболее мягким, а топливная экономичность — максимальна. Но элегантность конструкции данного типа таит в себе опасность для поддержанных автомобилей — при любой относительно серьезной поломке, ремонт по стоимости будет дороже покупки новой коробки. Соответственно, если машина старше трех лет-лучше остановиться на классической автоматической коробке. Перед покупкой стоит внимательно оценить состояние АКПП хотя бы визуально — она ни в коем случае не должна быть механически повреждена или помята, не должно быть следов масла. Даже незначительный удар по коробке может грозить смещением фильтрующего элемента и соответственно к некачественной смазке узлов, а значит к «масляному голоданию» и выходу агрегата из строя. Также стоит внимательно оценить состояние поддона -на нем не должно быть следов повреждения или сварки.

При переключении всех режимов и передач автомобиль должен продолжать двигаться плавно, без толчков и посторонних звуков. Если таковое имеет место быть, от покупки стоит сразу же отказаться. Не следует слушать и продавца — часты простейшие уловки из серии «Да зачем куда-то ехать и что-то проверять, все итак работает, я уверен что продам сегодня же». Пожелайте такому продавцу удачи и присматривайте другой вариант.

На первый взгляд все хорошо. Берем?
Если визуально машина вам в целом понравилась, не стоит забывать о множестве возможных скрытых недостатков — выгоднее один раз съездить на комплексную диагностику, где вам объективно расскажут о состоянии машины, чем через неделю встать на трассе со сгоревшей коробкой передач или с разрывом ремня газораспределительного механизма. Тогда к стоимости ремонта можно будет смело добавить и вызов эвакуатора, буксировать машину с неисправной АКПП нельзя — об этом мы более подробно поговорим в следующем выпуске. Наконец, посмотрите уровень и цвет масла — масло ни в коем случае не должно быть черным.

В следующей статье мы поговорим о замене масла в АКПП, ответим на вопрос о буксировке машин с автоматом и дадим ряд полезных советов для сохранения агрегата и повышения топливной экономичности. Берегите вашу коробку передач!

Добавить комментарий