Почем езда без разрешения?

Автор auto99
Дек 5th, 2014
0 Ком.
999 Просмотр.

pochem-ezda-bez-razresheniy
Настоящей головной болью для российских международных автоперевозчиков стал дефицит иностранных разрешений на перевозки в некоторые европейские страны. Однако теперь им должно стать проще противостоять зарубежным конкурентам: 4 мая 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2012 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью II Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Что повлечет за собой появление нового документа, какие изменения произойдут для иностранных перевозчиков и какова, собственно, суть проблемы, которую частично решит документ? Попытаемся разобраться.

На рынке становится тесно
До текущего года проблем с дефицитом иностранных разрешений у российских международных перевозчиков практически не возникало. Исключение составляют «польский кризис», который был обусловлен нехваткой польских «дозволов» для российских перевозчиков и отказом польской стороны в их увеличении, а также проблемы с распределением финских разрешений, но эти вопросы был практически решены Министерством транспорта РФ и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Именно они формируют потребность в иностранных разрешениях на основании заявок, поданных в АСМАП от автотранспортных компаний. Для того чтобы получить заветный «дозвол», предприятие должно заключить с ассоциацией договор на оказание услуг по выдаче разрешений. Причем разрешения АСМАП выдает не только своим членам, но и любым другим транспортным предприятиям, заключившим с ассоциацией соответствующее соглашение.

Эвакуатор Балашиха / www.rus-evakuator.com
Вы в Балашихе? Там есть наш эвакуатор! Звоните, скоро будем! +7 925 077 87 98

На основании полученного количества таких договоров, а также учитывая ряд других факторов, ассоциация оценивает потребность в тех или иных разрешениях. С каждым годом количество таких договоров увеличивается: аппетиты перевозчиков растут — им требуется все больше разрешений. Возрастает и объем перевозок между нашей страной и иностранными государствами. Так, в 2011 году впервые после кризиса в России был достигнут рекордный уровень перевозок — 30,7 млн. т грузов. Это на 22,1 % больше, чем в 2010 году. Даже в докризисном 2008-м этот уровень был ниже и составлял 29,5 млн. т.

Тем не менее, на некоторых направлениях наши перевозчики свою долю потеряли. К таковым относится Финляндия. С 2008 года российские перевозчики снизили свое присутствие здесь на 4 % (или 2 млн. т) перевозок. Еще более существенно уменьшили свою долю российские перевозчики в направлении стран СНГ — на 4,8 %. Чтобы восстановить свои показатели, отечественные транспортные компании активизировались в других направлениях. И это им почти удалось: 1,5 млн. т российские перевозчики нарастили за счет развития перевозок в Западную Европу (в особенности Германию и Италию), а также в Китай.

Как же были выполнены эти перевозки, и каким образом российские компании обеспечивались разрешениями? На сегодняшний день Россия обменивается разрешениями с 45 государствами. В 2008 году был обеспечен рекордный контингент разрешений — российская сторона получила 1,3 млн. «дозволов». За 2011 год, в результате базового корректирующего обмена разрешениями, а также после серии дополнительных переговоров и обменов, было получено 1,2 млн. разрешений. Много это или мало? С одной стороны, у российских перевозчиков имеется определенный задел по сравнению с предыдущим периодом. Но он обеспечивается по тем направлениям, к которым российские перевозчики утрачивают интерес. Так, в 2008 году российская сторона получила 425 тыс. финских разрешений, а в 2011 году — 300 тыс., но использованы полностью они не были.

Ситуация выглядит следующим образом: российские перевозчики нарастили свою долю в некоторых странах, но ресурса резервов разрешений по этим направлениям на данный момент нет. Они могут появиться в случае возобновления интереса российских перевозчиков к таким направлениям, как Финляндия или страны Балтии, либо по тем странам, где имеющийся контингент разрешений используется не полностью. Среди них Болгария и Турция. Но реальных резервов для стран, которые представляют максимальный интерес для российских перевозчиков, пока не просматривается. В 2012 году Россия пока получила меньше разрешений, чем годом ранее.

При таких обстоятельствах Министерство транспорта должно ориентироваться на заявки, полученные от российских перевозчиков. Ключевой документ, который регулирует эту работу, — Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 89 «Об утверждении правил выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам». Он предусматривает ежегодную обязательную подачу заявлений на получение иностранных разрешений от российских перевозчиков в определенный срок. В том случае, если число заявок превышает количество имеющихся разрешений, Минтранс должен автоматически вводить квотирование по наиболее востребованным странам. В прошлом году под категорию квотирования должно было подпасть около 20 государств, однако в результате работы, которая была проведена АСМАП, квотированию было подвергнуто только десять стран. В их число входят Германия, Греция, Польша, Италия, Чехия, Венгрия, Нидерланды, Словакия, Словения и Китай. К сожалению, заявки на перевозки в этих направлениях, поданные российскими перевозчиками в прошлом году, многократно превышают число полученных от данных государств разрешений.

Условия распределения разрешений содержатся в приказе Минтранса от 2009 года, предусматривающем наличие системы коэффициентов, применяемой к каждой полученной заявке. Если перевозчик впервые получает разрешение на то или иное направление, или же если он при осуществлении перевозок допускает нарушения, по результатам которых контролирующие органы вносят соответствующие предложения в комиссию Минтранса, применяется понижающий коэффициент 0,5. Такой же коэффициент применяется и к перевозчику, подавшему заявку на определенные разрешения, но в прошлый раз их не получившему. Если же предприятие, напротив, использовало полученные разрешения в предыдущем периоде, то его заявка сравнивается с достигнутыми результатами за предыдущий период, и максимально количество разрешений в таком случае может быть увеличено на 10 %.

В марте прошлого года вступили в силу изменения, внесенные приказом Минтранса в условия распределения иностранных разрешений российскими международными перевозчиками. В результате появились определенные новшества, и среди них — четвертый коэффициент, который касается смешанного сообщения. Это вынужденная мера, направленная на получение резерва разрешений по некоторым странам благодаря развитию смешанных типов перевозок, с использованием морского и железнодорожного транспорта. Новый коэффициент устанавливается в зависимости от использования перевозчиками этих разрешений. В случае, если в предыдущем отчетном периоде компания не использовала иностранные разрешения смешанного сообщения, коэффициент равен 0,5. Если перевозчик в предыдущем квартале полностью или частично не использовал распределенное ему на данный квартал количество иностранных разрешений, неиспользованные им разрешения распределяются на следующий квартал среди всех перевозчиков.

Среди новшеств — и поквартальное распределение разрешений: теперь остатки квоты не переносятся на следующий период, а изымаются у перевозчика и перераспределяются между другими компаниями. При этом переносить свои квоты с более поздних кварталов на первые кварталы года Минтранс разрешил, а разрешения с первого квартала на последующие — запретил.

Почему разрешений не хватает?
В чем же кроются причины возникновения острого дефицита «дозволов»? Помимо выхода на рынок новых российских перевозчиков, которые только начинают пользоваться разрешительной системой, отсутствия резервов по квотируемым странам и переориентации опытных перевозчиков на новые для себя направления можно назвать и ошибки, допущенные перевозчиками при заполнении формы заявки на получение разрешений. Например, нередко автотранспортные предприятия просто забывают своевременно подать заявку, а потом, опомнившись, требуют от АСМАП предоставить необходимые им разрешения. Нередки и случаи, когда в заявку не включаются разрешения необходимой страны. Удивляет безалаберность некоторых компаний, которые вносят в заявку только разрешения конечной страны, забывая о транзитных государствах. Но самой главной проблемой становится банальная жадность. Многие перевозчики заказывают разрешения, как говорится, впрок, полагаясь на то, что «дозволы» эти, может быть, когда-нибудь им пригодятся. И это в то время, когда другие перевозчики остро нуждаются в данных разрешениях! По словам представителей АСМАП, случалось, когда количество разрешений, указанных в заявке, превышало фактическое использование «дозволов» более чем в десять раз.

Объявление войны или восстановление справедливости?
Усугубляет ситуацию и значительная разница в системе штрафов, применяемых к российским и иностранным перевозчикам. Так, в Италии за неправильное оформление перевозчиком бланка разрешения с нарушителя взимается штраф в размере 5 тыс. евро. В Бельгии за отсутствие или неправильное оформление бланка разрешения сумма санкции может достигать 10 тыс. евро, причем она удваивается при повторном нарушении. В Португалии размер штрафа составляет 15 тыс. евро, в Чехии — от 15 до 23,4 тыс. евро. В России же эти штрафы до недавнего времени выглядели просто смехотворно — они были в разы меньше по сравнению с европейскими. Однако со вступлением нового Федерального закона № 31-ФЗ от 02.04.2012 года внесены изменения в статьи 11.26, 11.29 и часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ, а также статью 11 ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Они касаются установления административной ответственности за осуществление международных автоперевозок без разрешений, незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров, увеличения штрафных санкций, а также возможности задержания транспортных средств.

Теперь водителя транспортного средства, принадлежащего иностранной компании, подвергнут штрафу за его незаконное использование для перевозок грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства. Размер санкции составит 4-5 тыс. руб. (тогда как раньше — 1-1,5 тыс.). В случае аналогичного нарушения, допущенного должностным лицом, штраф увеличен гораздо серьезнее — более чем в десять раз. Если раньше он составлял 2-3 тыс. руб., то теперь -40-50 тыс. И, наконец, главное. За подобное нарушение со стороны юридических лиц штраф составит 400-500 тыс. руб.

На водителя, осуществляющего перевозку по территории России на иностранном транспортном средстве без разрешения (если такие разрешения обязательны), будет наложен штраф в размере 3-4 тыс. руб. против 1-1,5 тыс. руб. прежде. Должностные лица за подобное нарушения будут вынуждены заплатить 30-40 тыс., юридические — 300-400 тыс. руб.

Ответственность должностных и юридических лиц установлена также за осуществление международной автомобильной перевозки грузов или пассажиров с территории России на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию России без соответствующего разрешения: штраф за это может быть наложен в большем размере, чем за иные случаи осуществления международных автомобильных перевозок без разрешений — для должностных лиц он составит от 40 до 50 тыс. руб., для юридических лиц — от 400 до 500 тыс. руб. Штраф, который и прежде мог налагаться за это на водителя, составит от 4 до 5 тыс. руб. вместо 1,5-2 тыс. руб. ранее.

Для пресечения названных нарушений можно задерживать транспортное средство до устранения причины задержания.

Официальный комментарий АСМАП по поводу появления нового документа таков: «АСМАП считает, что принятие указанного закона позволит привести уровень штрафных санкций за нарушения порядка выполнения международных автоперевозок в России в соответствие с размером санкций за аналогичные нарушения, действующих в государствах Евросоюза. При этом его применение не приведет к увеличению материальных издержек со стороны добропорядочных перевозчиков или каким-либо затруднениям в осуществлении ими перевозок».

Удивительна реакция некоторых перевозчиков, которые заявляют, что со своей стороны европейские страны тоже серьезно увеличат штрафы за подобные нарушения по отношению к российским компаниям. Может быть, в этой ситуации не нужно возмущаться, а просто осуществлять перевозки по правилам?

Добавить комментарий