Укатать с умом

Автор auto99
Дек 5th, 2014
0 Ком.
852 Просмотр.

В последнее время за рубежом все более широкое применение находят «умные» дорожные катки, то есть катки, снабженные электронными системами, контролирующими степень уплотнения. Насколько такие системы оправдывают себя?

Качество дорог в России -одна из самых актуальных проблем, с которой каждый день приходится сталкиваться миллионам автомобилистов. У многих из них, хоть раз выбиравшихся за границу, всегда возникает один и тот же вопрос из разряда «проклятых»: почему у них совсем другие дороги? Гладкие, ровные, без ям и разрывов. Причем это в полной мере относится к странам, где климат приблизительно такой же, как у нас, к Финляндии, например.
ремонт спецтехники
Кроме качества самого материала, используемого дорожниками при строительстве дорог, огромную роль играет технология укладки, и, в первую очередь, качество уплотнения. Одним словом, как уплотнишь, такой потом дорога и останется. Этот процесс, как известно, напрямую связан с применением дорожных катков.

На всю Россию в настоящее время активно работают только два крупных производителя дорожных катков: «Раскат» и «Завод дорожных машин», на долю которых приходится до 96 % их выпуска. На сегодняшний день все дорожные катки, включая российские, оснащаются вибровозбудителями, имеющими фиксированные или изменяемые амплитуды и частоты колебаний. Это, можно сказать, стандарт. Дорожники в обязательном порядке располагают в своем арсенале подобной техникой, значительно улучшающей качество уплотнения. Хотя, конечно, вибрационное уплотнение применяется не везде, эта технология, к примеру, неприемлема при укладке дорожного полотна на мостах и путепроводах. Сложность применения уплотняющих машин, в отличие от другой дорожной техники, заключается в том, что все процессы происходят внутри материала, то есть ни промежуточный, ни окончательный результат увидеть нельзя. Если произошло недоуплотнение или переуплотнение, либо неравномерное уплотнение, вся работа идет насмарку. По данным специалистов, при анализе готовых покрытий наблюдается в среднем до 65 % брака. Не удивительно, что некоторые современные вибрационные катки начали оснащать различной «умной» электроникой, призванной, так или иначе, справиться с данной проблемой.
ukatat-s-umom-5
Компания Bomag выпускает дорожные катки, оснащенные системой уплотнения Asphalt-Manager. Она представляет собой автоматизированную систему контроля степени уплотнения при непрерывном тестировании поверхности асфальта на динамическую жесткость во время вибрационного воздействия. Также учитывается влияние на жесткость температуры асфальтобетона.

На катках Ammann используется интеллектуальная система АСЕ (Ammann Compaction Expert), которая автоматически устанавливает амплитуду, частоту и скорость передвижения машины так, чтобы данные параметры были оптимальными для каждого вновь уплотняемого материала. В основе работы системы лежат динамические измерения нагрузочной способности и опять же жесткости материала (от 30 до 50 измерений в секунду) во время движения машины.

Эти измерения аналогичны методу статического испытания на нагрузку плитой -с назначенной нагрузкой, назначенной площадью нагрузки и усадкой грунта. При действии центробежной силы на грунт посредством поверхности соприкосновения вальца измеряется связанная с этим усадка грунта. Полученные значения используются для определения нагрузочной способности или жесткости грунта. В то время как при испытании на нагрузку грунта плитой входит только одно измерительное проникновение, система АСЕ производит непрерывный мониторинг всей уплотняемой поверхности.
ukatat-s-umom-1
На вибрационные катки Dynapac (Atlas Copco) устанавливается система для измерения степени уплотнения с измерителем плотности и бортовым компьютером DCA (Dynapac Compaction Analyzer).

Эти и другие подобные разработки, называемые системами интеллектуального уплотнения, в целом служат для непрерывного контроля за степенью уплотнения и настраивают амплитуду и частоту колебаний вибратора в зависимости не только от состояния уплотняемого слоя, но и от других параметров, например, от рабочей скорости катка.
ukatat-s-umom-3
Установка подобных систем приводит к увеличению стоимости катка на 20 % и более. Вместе с тем, все это позволяет, по мнению самих производителей, значительно улучшить качество дорожного покрытия.
ukatat-s-umom-2
В России катки с «умными» системами контроля уплотнения тоже начинают применяться. Правда, процесс их внедрения оказался не быстрым. Помимо обычной для дорожной отрасли нехватки средств существует еще и дефицит квалифицированных кадров. Так что одними «умными» катками проблему плохих дорог не решить.

Добавить комментарий