FORMULA STUDENT: правила для тех, кто любит играть не по правилам

Автор auto99
Июл 4th, 2014
0 Ком.
1151 Просмотр.

formula-student-1
ПРАВИЛО 1

Ты менеджер себя
Потому что никто тебя не пинает ежедневно и не заставляет учиться. Есть лекции, есть объем информации и есть судный день — сессия. Как ты будешь к ней готовиться, что будешь делать — никого не интересует.

Ты все делаешь сам. Решишь освоить любой предмет за два. максимум три дня (ну или ночи, у кого как поставлен производственный процесс) — значит, так и будет. Как не попытаться применить свои знания на практике?

ПРАВИЛО 2

Ты самостоятелен
Причем абсолютно. Речь не только о постройке. Весь процесс осваивается без участия внешних раздражителей. В этом вся суть. Студентам необходимо поставить весь процесс — от привлечения спонсоров и инвесторов до прикручивания болтов и организации выездного мероприятия — самостоятельно. Что в итоге? В итоге — действующая модель автобизнеса, связанного с автоспортом, в которой студент приобретает бесценный опыт и знания.

Посмотреть, как реализуются эти правила на практике, мы и отправились в Московский автодорожный институт (МАДИ).

ИНФО
SOCIETY OF AUTOMOTIVE ENGINEERS
http://students.sae.org

1. В чем суть Formula SAE?
Суть международной гоночной серии, зародившейся в Штатах в начале восьмидесятых, состоит в том, что студенческие команды собственными силами готовят к соревнованиям автомобиль, причем по строго определенным правилам. Formula SAE включает в себя три различных серии: Formula Student Mini Baja, Formula Hybrid.

2. Сколько всего команд в мире?
В настоящее время чемпионат насчитывает порядка 750 команд из технических вузов разных стран, их число постоянно увеличивается.

3. Где проходят этапы чемпионата?
На самых знаменитых гоночных треках в СШАТ Японии, Австралии и странах Евросоюза.

4. Участвует ли в Formula SAE Россия?
В России существует несколько команд от разных вузов. Первооткрывателями этой серии стали студенты Московского автодорожного института (МАДИ) еще в 2005 г Сейчас они уже строят четвертый болид с ДВС и еще один гибридный проект, с которым будут выступать в отдельном зачете Formula Hybrid.

Взгляд со стороны
Сергей Сафроненков, по сути — внешний управляющий командой. На него первого мы и обрушились с пристрастными вопросами.
formula-student-2
Значит, все-таки ни о какой самостоятельности речи нет, раз существует ваша должность? Вы ведь являетесь связующим звеном между вузом и командой?

С. С: Должность эта необязательная, существует исключительно по желанию команды.

Но это же так трудно — вместо того чтобы после двух-трех пар пойти, скажем, не пиво пить, а работать…

С. С: Так оно и есть, хотя не все новички понимают сразу, что никто им нечего не должен. Но если у кого-то из них есть вопросы, они должны на них получить ответы. В этом и состоит моя работа. Помочь уяснить суть.

И в чем она состоит? Что предстоит уяснить новичкам в первую очередь?

С. С: То, что в их распоряжении очень существенная база — не только инжиниринговая, но и теоретическая.

В МАДИ ведь великолепнейший состав преподавателей, которые готовы сотрудничать со студентами, разумеется, при условии, что те будут вкалывать на все сто.
В общем, нужно уметь всем этим грамотно пользоваться.
formula-student-3

ОТДЕЛ КАДРОВ
Сейчас в команде МАДИ 27 человек. Много? Но не забывайте, что Formula Student включает в себя не только гонки (на самом деле они являются лишь малой частью проекта), но и огромный объем инжиниринговой деятельности, решение организационных вопросов, поиск спонсоров, рекламных партнеров и др.

И все же, насколько велико влияние института на происходящее в команде, на ее кадровую политику?

С. С: Настолько, насколько пожелает команда. Они свободны в своем выборе. У них есть полное право слушать рекомендации или нет. Решение принимается ими самостоятельно. Скажем, если приходит новый студент, который хочет быть в команде (а прийти может кто угодно и когда угодно), команда самостоятельно принимает или не принимает нового коллегу.

На ком лежат организационные и контролирующие функции?
С. С: Точно также! Если они считают, что в состоянии собрать автомобиль за три ночи до отъезда, то так и поступают.

ТА: А что будет, если не успеют? Все-таки в этом автомобиле помимо их интереса еще и спонсорские средства, и несть института и т. п.?

С. С: В данном случае институт и есть команда. Если не успеют, будут сами объясняться со всеми.

Закончив с расспросами, мы поспешили из ректората во внутренний двор института. Наше нетерпение можно понять, мы направлялись в святая святых МАДИ — производственную базу. Там и нашли главного инженера и управляющего команды Владислава Булгакова. Звучит должность? Еще как, между тем Владислав тоже студент.

Взгляд изнутри

Владислав, как вы рискнули взяться за такое немыслимое дело — собирать в институтских боксах настоящий болид?

В. Б.: Все выглядело традиционно и буднично. Преподаватель с кафедры инженерной педагогики на одной из лекций сделал объявление, что у тех, у кого чешутся руки и болит голова о том, куда приложить знания, появилась возможность воплотить свои идеи в жизнь, точнее в гоночный болид. Мы решили попробовать свои силы. Это было четыре года назад.

Сразу все пошло как по маслу, или все-таки не обошлось без проблем и ошибок?

В. Б.: В октябре 2005 г. закипела работа.
Самой большой проблемой было безусловно то, что никто из нас не имел никакого опыта в конструировании узлов, да и автомобиля в целом. Поэтому нам ничего другого не оставалось, как анализировать конструкции болидов коллег из зарубежных вузов, сравнивать технические характеристики, пытаясь вывести идеальную формулу своего болида.

Трудно было не только договориться между собой, но и просто-напросто найти информацию. Но в итоге все — споры на общих собраниях, изучение новых программ, привлечение спонсоров (отдельное спасибо интернет-магазину автозапчастей novaton.com.ua) и т. д. — начало приносить ощутимые результаты.
formula-student-4
В июне 2006 г. из ворот этого бокса выехал наш первый болид FSM-600-1 и отправился на Formula Student. Этап, в котором российская команда впервые приняла участие, проходил в Германии на трассе Хоккенхайм.

Невозможно удержаться, чтобы не спросить: каким был этот первый опыт?

В. Б.: Дебют оказался весьма успешным по сути, но не по очкам. Мы одолели все трудности, поломки, волнение и даже приняли участие в финальной гонке Endurance. Но несмотря на нашу огромную волю к победе, мы едва бы справились без помощи команды из Oxford Brookes University. А совместные усилия вылились в столь беспрецендетный результат, что при вручении наград добавили номинацию «За сплочение команд». Но самым лучшим призом для нас стали овации многотысячного зала, всех участников, организаторов и даже судей…

Что остается самым сложным до сих пор?

В. Б.: Конечно же, поиск средств. Ведь надо убедить людей. Но и это преодолимо.

Какие ближайшие планы у команды ?

В. Б.: В ближайшие полтора месяца мы рассчитываем завершить постройку новой машины. Разумеется, мы будем продолжать участвовать в соревнованиях по всему миру. Если говорить о глобальных целях, то очень хочется сделать проект по-настоящему популярным в нашей стране, провести этап в России и привлечь к нему внимание людей, деятельность которых связана с автомобильной отраслью.
formula-student-5
BTTX FSM-600-1 Adrenaline

ДВИГАТЕЛЬ
Силовой агрегат; Yamaha PZ50 DOHC 4-тактный. рядный.
2-цилиндровый
Рабочим объем: 499 см3. диаметр цилиндра / ход поршня
77.0 /53.6, степень сжатия 12.4:1, мощность 82 л. с. при
11,200 об/мин, крутящий момент 51 Нм при 9000 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ
Клиноременный вариатор, передаточное отношение вариатора 3.80-0.95:1, главная пара 3,07, сцепление центробежное

ПОДВЕСКА
Независимая схема. Передняя — 2 А-образных рычага, задняя — 2 А-образных рычага

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
2-контурная. 2-поршневые суппорты с тормозными дисками диаметром 230 мм (спереди/сзади).

КУЗОВ
Пространственная рама с кузовными панелями из стекловолокна (монокок)

ДИСКИ И ШИНЫ
Кованые диски ВСМПО, слики Hoosier

Добавить комментарий