КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА МЕХАНИКОВ

Автор auto99
Окт 1st, 2014
0 Ком.
955 Просмотр.

koncert-dlya-orkestra
Работа технического персонала во время пит-стопа сродни выступлению оркестра: каждый начинает свою тысячи раз отрепетированную партию именно в тот момент, когда это нужно, и делает все максимально точно и четко. В итоге получается настоящий шедевр автомобильного коллективизма: машину заправляют, меняют колеса и приводят в порядок все, что в этом нуждается. И длится все это, в отличие от среднестатистической симфонии или оратории, считанные секунды.

ПОЛВЕКА «ХОРЕОГРАФИИ»

Первый в истории пит-стоп в современном смысле этого слова был проведен 24 февраля 1963 года. Конечно, ремонт и дозаправка болидов в ходе соревнований успешно практиковались с самых первых лет автоспорта. Однако именно во время гонки «Дайтона-500» 63-го года команда Wood Brothers Racing впервые продемонстрировала широкой публике экспресс-сервис совершенно нового уровня. Вместо суетливой толкотни, обычной для той поры, техники и заправщики «конюшни» Вуд действовали словно четко отлаженный механизм: движения максимально экономны, перемещения точно регламентированы. Неудивительно, что их подопечный гонщик Малютка Лунд (к слову, в тот день дебютировавший в NASCAR) провел в боксах на добрые полминуты меньше, чем любой из конкурентов. Это стало очень важным вкладом в его итоговую победу — наряду с тем обстоятельством, что Лунд обошелся всего одной остановкой в боксах. И полностью опустевший к последнему кругу бензобак помехой триумфу не стал: инерции для финиша хватило.

Было очевидно, что столь точные действия техперсонала стали результатом длительных репетиций, так что в прессе пит-стоп Лунда назвали «хореографическим». Впрочем, по-настоящему широкое признание этот метод получил двумя годами позже, когда Wood Brothers Racing и их пилот Джим Кларк выиграли «Индианаполис-500» — одну из наиболее престижных гонок в календаре серии IndyCar.

С тех пор отработка слаженных действий на пит-лейне стала общим местом для всех серьезных автогоночных команд, в первую очередь американских. Так, в 1976 году наскаровец Бобби Ансер буквально нокаутировал соперников пит-стопом, совершенным всего за четыре секунды. К такому показателю мало кому удается приблизиться и в наши дни.

ПИТ-СТОП
Так в автоспорте принято называть кратковременный заезд машины в сервисные боксы во время гонки для проведения дозаправки, смены шин, быстрого ремонта мелких неисправностей. В дословном переводе с английского pit stop означает «остановка над ремонтной ямой», поскольку на заре гоночной эры механикам приходилось делать большую часть работы, находясь под автомобилем: в углублении или центральном просвете эстакады.

ДИРИЖЕРСКИЙ ЛЕДЕНЕЦ

А в боксах «Формулы-1» хаос и неразбериха царили до конца 1980-х. По большому счету, нынешний вид пит-стоп в «королевских гонках» приобрел в сезоне-94, когда регламент разрешил дозаправку по ходу дистанции. И именно «формулический» пит-стоп лучше всего знаком отечественным любителям автоспорта.

Его арифметика такова: 16 механиков в защитных костюмах, двое из которых поднимают болид домкратами, по трое меняют каждое колесо, один протирает шлем пилоту (до 2009 года, когда вновь были отменены дозаправки, нужно было еще пятеро: трое оперировали топливным шлангом, четвертый вытирал разлившийся бензин, пятый держал наготове огнетушитель). А управляет коллективом старший механик — «человек с леденцом». Такое забавное прозвище появилось неспроста, ведь именно карамельку на палочке напоминает табличка, которую этот член команды держит перед пилотом. С одной стороны «леденца» — указание гонщику держать ногу на тормозе, с другой — сигнал стартовать. У гонщика же во время пит-стопа задача относительно несложная. Во-первых, ему надо заехать в боксы, не превышая скорости в 100 км/ч. На практике это сводится к тому, чтобы вовремя включить ограничитель, который запрограммирован с запасом — на 98 км/ч. Вторая задача — как можно более точно остановиться в рабочей зоне, чтобы механикам не приходилось терять драгоценные секунды на поднос снарядов. И в этот момент дело переходит в руки оркестра механиков и их дирижера с «леденцом» в руках. В наши дни действия техников-виртуозов оттачиваются до совершенства: счет в рекордах скорости проведения пит-стопов давно идет на сотые доли секунды. В апреле 2012-го бригада Ferrari на Гран-При Китая провела необходимое техобслуживание болида Фернандо Алонсо за 2,4 секунды. Но этот рекорд прожил недолго: 22 июля того же года McLaren Mercedes сменил колеса Дженсону Баттону всего за 2,31 секунды!

ШТРАФ ПОБЕДЕ НЕ ПОМЕХА
Многие гоночные серии практикуют дополнительный заезд на пит-стоп в качестве карательной меры. Так, во время Гран-при Британии-98 Михаэль Шумахер был оштрафован за некорректный обгон, в связи с чем ему надлежало заехать на пит-лейн и простоять там 10 секунд. Однако из-за нерасторопности стюардов Шумахеру сообщили о наказании лишь за два круга до финиша. Так что «красный барон» отправился в боксы на последнем круге и пересек финишную черту раньше, чем добрался до места расположения «штрафстоянки». А поскольку Михаэль сохранил за собой первое место, его поступок стал предметом разбирательства. Но в итоге победу признали законной, а стюардов лишили лицензий.

ПЯТЬ МИНУТ ВМЕСТО ТРЕХ ЧАСОВ

В американской серии NASCAR пит-стоп длится ощутимо дольше, чем в «Формуле-1». Для этого есть объективные причины: по правилам этих гонок обслуживать машину могут одновременно не более семи механиков. Так что замена всех шин и дозаправка занимает как минимум 12 секунд. Зато здесь до 1996 года не было лимита скорости заезда в боксы. Ограничение было принято вскоре после того, как во время гонки «24 часа Дайтоны» борющийся за победу Макс Папис влетел на пит-лейн на полной боевой скорости — более 320 км/ч (за что получил прозвище Безумный Макс).

В еще одних известных заокеанских гонках — IndyCar — автомобилем во время пит-стопа занимаются всего шестеро. А ведь им приходится иметь дело аж с двумя шлангами: помимо топливного, тут необходим и вентиляционный, который вставляется в соответствующий паз на капоте. Поэтому среднее время сервисной остановки в этих соревнованиях колеблется от 10 до 14 секунд.

Участники гонок на выносливость могут только мечтать о подобных показателях. Автомобиль во время суточного пробега требует к себе куда больше внимания. Помимо дозаправки, обновления резины и корректировки аэродинамики, механики зачастую также меняют износившиеся детали (чаще всего тормозные колодки). По правилам знаменитых «24 часов Ле-Мана» с машиной могут работать одновременно лишь пять механиков, причем двигатель должен быть заглушен, а ремонт можно начинать только после дозаправки.

В связи с этим обычный пит-стоп длится 30–40 секунд, а если надо переставлять какие-либо детали — то и несколько минут. Зачастую находится место подвигу: в 2001 году команда Joest Racing полностью заменила коробку передач на своем Audi R8 менее чем за пять минут — обычно этот процесс занимает несколько часов.

24.02.1963

Принято считать, что именно в этот день гоночной командой Wood Brothers Racing на гонке «Дайтона-500» был проведен первый в истории пит-стоп современного образца. Благодаря значительно оптимизированным действиям техников, а также использованию облегченных инструментов и инновационной системы заливки топлива, гонщик Дивейн «Малютка» Лунд провел на пит-лейне всего около 20 секунд (точно измерять продолжительность таких стоянок начали уже в 70-х).

ПИТ-СТОП ДЛЯ «ГРАЖДАНСКИХ»

Впрочем, не стоит думать, что молниеносный ремонт — прерогатива исключительно спортсменов. В обычной жизни также есть возможность ощутить себя главным героем гонки, глядя, как твою машину обслуживают с прытью, достойной формулического пит-лейна. Так, система экспресс-сервиса успешно действует в авторизованных центрах Toyota. Правда, не во всех.

toyota-logoИщете официального дилера? / toyota-ua.com/
«ВиДи Автострада» — официальный дилер Тойота в Украине. Авто в наличии с ПТС. Скидки. Акции. Запишись на тест-драйв!
Украина, Киевская обл., Софиевская Борщаговка, ул.Большая Кольцевая, 56. (044) 50-333-50

— У Toyota Motors существует несколько ступеней классификации авторизованных центров, — рассказывает Юрий Резник, технический директор «Тойота Центр Краснодар Север».— Для получения дилерской лицензии центр должен выполнить все без исключения требования базового чек-листа. Успешно выполнив еще ряд требований, можно получить следующий уровень: он называется 1st level. Это дает центру право продавать автомобили Lexus, а также предоставляет возможность приобрести у Toyota Motors тележки для проведения экспресс-сервиса.

Такие тележки представляют собой весьма любопытное достижение конструкторской мысли. В них скомпонованы (и весьма удобно) лишь «избранные» инструменты — те, которые необходимы именно для базового техосмотра. В угловых стойках крепятся четыре пневматических инструмента с давлением индивидуально просчитанного уровня и заблаговременно надетыми насадками: это снимает необходимость постоянно менять настройки пневматики. Удобный держатель для снятого колеса, магнитные пластины для удержания мелких деталей, выдвижные полки, возможность вращать корзину — все сделано для максимального темпа и эффективности. Тщательно регламентированы и перемещения дуэта механиков, выполняющих экспресс-сервис. Исследовательская группа Toyota Motors зафиксировала все операции механиков во время стандартного ТО и оптимизировала этот процесс до максимально возможного уровня.

В итоге каждый из механиков со своей тележкой обслуживает половину автомобиля, обходя его против часовой стрелки и ни разу не пересекая траекторию напарника. В результате стандартное техобслуживание проводится не за три-четыре часа, а всего за полтора. На экспресс-сервис можно записаться заблаговременно, и стоимость его ничем не отличается от обычной. Если механики с тележками не заняты, то к ним могут направить любой автомобиль Toyota, прибывший на ТО,— конечно, с согласия владельца машины. Вот и получается, что пит-стопы дают широкую возможность для выигрыша времени не только автогонщикам, но и, так сказать, гражданским владельцам автомобилей.

АТАКА КЛОНОВ
В сезоне — 2005 у команды Red Bull Racing действовал контракт с киностудией 20th Century Fox. И на Гранпри Монако прошла забавная акция, рекламировавшая грядущую премьеру третьей части «Звездных войн». Все рядовые механики на пит-стопе были одеты в костюмы имперских воинов-клонов, а старший в Дарта Вейдера.

Добавить комментарий