Офф-роуд с wow-эффектом

Автор auto99
Май 11th, 2015
0 Ком.
831 Просмотр.

5:30 утра. Солнце еще не встало, но наш большой моторизированный табор уже зашевелился, в муравейнике объявили подъем. Под утро в Таврских горах на высоте 2 000 м холодно настолько, что кажется, Турция — это так ради смеха названная полярная станция. И если ты не заполняешь все пространство спальника, согревая тоненькую прослойку воздуха между тельцем и нано-технологиями, считай, будильник не нужен, перед рассветом проснешься под чечетку собственных челюстей. Все эти неудобства, конечно, лишь из-за собственной неподготовленности в силу типичных, слишком «теплых» ожиданий от страны-курорта.
off-roud-s-wow-effektom-1
Этот ледяной штрих начисто стирается из памяти уже к полудню, когда под ненасытным степным солнцем хочется вылезти из собственной кожи и прыгнуть в море, которое мы пока что видели только из самолета на подлете к Анталии и теперь уже увидим еще раз только в день вылета оттуда же. Впереди еще несколько дней песка на зубах и толстого слоя пыльного «загара». Макушка потерявшего на скорости кепку лысого фотографа способна за два часа зенита превратиться в череп линяющей игуаны. По неприкрытым конечностям всех оттенков и степени волосатости интенсивно растирается защитный крем сразу из нескольких ходящих по рукам интернациональных тюбиков: «Do you have 50 SPF?». Неудивительными становятся рассказы мотоциклистов, которые в самые жаркие дни гонки «выпаривают» под своими панцирями несколько килограммов живого веса.

Мы притормозили на минутку на перевале на высоте 3 050 м. Орлы парят, солнце жарит, горы снисходительно принимают восторженные взгляды. Третья гонка сквозь сердце Турции началась.

«ТрансАнатолия» в буквальном смысле выросла из нескольких турецких оффроуд маршрутов разной категории сложности и проходимости. Анатолийские пейзажи сменяются здесь буквально каждые пару часов. Только что ты поднимал столбом черную пыль и колючки, мчась по иссушенным степям, как буквально за поворотом тебя встречает хвойный лес из русской сказки с соснами невиданных изгибов. Еще немного тряски, и можно практически на ходу из машины срывать сладчайший виноград на бескрайних сине-зеленых полях. Или, приехав в лагерь затемно и от усталости буквально уснув над миской свежайшей похлебки, поутру, вылезши из палатки, обнаруживаешь себя у подножия огромного черного вулкана с юбкой из солончака или у озера с лесом гигантских ветряков. В общем, нижняя челюсть живет всю неделю собственной жизнью, отвисая на особенно поражающие пейзажи под внутреннюю мелодию «В гостях у сказки». Лимит на wow-эффект исчерпывается в древней Каппадокии с ее отелями-пещерами в скалах из вулканического туфа, где стены помнят жильцов еще с 1800 года до нашей эры.

За неделю тюнингованный караван проходит около 2500 километров. Старт в Анталии, далее, если смотреть по карте, по диагонали на северо-восток через всю Анатолик Таврские горы Аксеки-Караман-Ме-ке-Каппадокия и оттуда на юг Мут-Дагпазари-Алания. Каждый день почти 300 километров скоростных спецучастков, которые и идут в зачет в группе «Ралли» и «Рейд». Участвуют автомобили, мотоциклы, багги и квадрики. Всего на маршруте 17 спецотрезков. Стартуют по текущему рейтингу двадцатки лучших. В стартовом листе спортсмены из Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Нидерландов, Турции, ЮАР. Чтобы гонка не теряла эффекта новизны, каждый год главный вдохновитель «ТрансАнатолии» немец Сонке Бонде поновому тусует маршрут, места старта-финиша, находит новые интересные спецучастки.
off-roud-s-wow-effektom-2
Отдельной главы заслуживает «служба быта» ралли. Если у гонщиков в день запланировано по одному-два зачетных участка, то у многостаночников закулисья боевая готовность не прерывается ни на минуту. На рассвете, едва рота в двести человек почистила зубы, позавтракала и завела моторы, весь скарб в здоровых грузовиках отправляется прямиком к месту следующей стоянки, сокращая путь по асфальтированным дорогам общего пользования. К тому времени, как терракотовая армия достигнет места нового ночлега, ее уже ждет развернутый бивуак с электричеством, горячим душем, ужином из трех блюд местной национальной кухни и… только что испеченными в тандыре лепешками. Бивуак одинаково готов обогреть, отмыть и накормить как самых быстрых гонщиков, так и уже после заката прибывающую техслужбу, которая везет на себе сошедших с дистанции спортсменов и замыкает ралли-караван.

Язык не повернется назвать сие кей-терингом, ибо это в высшей степени кочевое искусство — жить в простых шерстяных шатрах и при этом в пустом поле обеспечить современного человека всем необходимым. Еще вчера здесь было первобытное ничего, а» сегодня пыхтят генераторы, механики занимаются сервисом техники, видеогруппа пыхтит за монтажной станцией, журналисты-новостники мечутся по полю в поисках лучшего интернет-сигнала дабы первыми выложить последние новости, пилоты обсуждают дневные эмоции, на большом мониторе крутится фоторепортаж дня… Все бурлит и светится. Завтра о столь масштабной стоянке на поляне напомнят только следы колес, пастушьи собаки попутаются непривычным автомобильным запахом, а какой-нибудь сверчок сойдет с ума от встречи с первым в жизни масляным пятном.

Кстати, о собаках.
Размером иногда с небольшого медведя пастушьи собаки, кангалы, без тени раздумий бросаются на таран джипа, проезжающего мимо вверенного им овечьего стада. Водители не удивляются и даже не притормаживают, хотя мы на полном ходу получаем ощутимый удар в бок и клацанье зубов по железу. По легенде анатолийским овчаркам приливалась кровь азиатских волков. Собаке хоть бы что, на дверях небольшая вмятина. Мы с холодком по спине думаем о безопасности байкеров.

off-roud-s-wow-effektom-3
мото ботинки по супер цене! / rusaktiv.ru
Новая коллекция мотоэкипировки уже в салонах! Широкий выбор. Доступные цены. Заходите, звоните! +7(495) 797-40-77

«ТрансАнатолия» хороша тем, что имеет открытый формат и один маршрут для всех участников. Категория «Ралли» — для профиков. Только подготовленные по строжайшим правилам машины и байки. Автоэкипаж из пилота и штурмана. Шлемы, раллийные комбезы, гоночные ремни безопасности, команда техподдержки. Рулят, едят и спят по расписанию. У некоторых за плечами не раз пройденный «Дакар», и «ТрансАнатолия» для них выезд скорее тренировочный. Настоящим испытанием трасса является для мотогонщиков. Они вообще, кажется, ни разу не присаживаются в седло с момента старта — при таком количестве помех на пути не улететь бы в обрыв, а иногда они вопреки физике залетают на практически вертикальные стены. Смог — выиграл время, не смог — теряешь позиции в рейтинге на объездах. Скорость — от 40 до 160 км/ч, в зависимости от ландшафта и опыта.

Категория «Рейд» рассчитана на тех, кто приехал не гоняться до потери покрышек, а наращивать навигационные скиллсы. Главным ориентиром для гонщиков является роадбук, где прописаны все повороты, перекрестки и направления движения. Каждый день на общем сборе директор гонки условно «проходит» с пилотами каждый поворот, объясняет каждый приметный ориентир. И только в случае абсолютного пролета мимо ориентиров «потеряш-ки» могут заглядывать в свои навигаторы Garmin, куда предварительно загружено специально подготовленное для гонки ПО. Лидером в «Рейде» становится, соответственно, самый топографически талантливый экипаж, точнее всех проходящий контрольные точки заданного маршрута. За все дни искать никого с вертолетами не пришлось.
И третья категория — «Адвенча» — для всех, кто заражен духом автомобильных приключений. Это самая активная и веселая банда. Кому-то из них интересно испытать личный джип, кто-то так поддерживает друзей-профессионалов, рвущихся на пьедестал зачетных категорий, кто-то просто так проводит свой отпуск. Здесь нет победителей и рейтинга, а наградой является само участие, проезд по одному маршруту с настоящими гонщиками. Именно за вечерними посиделками «адвенчеровцев» у костра кипели дискуссии, чей автопарк самый надежный. Ведь на стартовой решетке собрались вечные соперники: Toyota Land Cruiser, Toyota FJ Cruiser, Nissan Patrol, Suzuki Jimny, Mitsubishi L 200, Mitsubishi Pajero; байки: Honda CRF 400, Honda CRF 450, Honda CRE F500-X, KTM 250 EXC-F, KTM 450 EXC, KTM 525 EXC, KTM 530 EXC-R, KTM 690, Husaberg FE 400, Husaberg FE 450, Husaberg FE 570, BMW G 450X.

Если автомобилистов делили по категориям, то мотозачет был общим для всех. Езжай хоть на только из магазина стандартном эндуро, только вооружись GPS-навигатором, рулевым крепежом для роадбука, защитой рычагов и увеличенным баком. Довольно уверенно в общем байковом потоке выступало четверо девчонок. Приглашенная звезда немка Тина Майер неизменно улыбалась и поражала стойким спокойствием при любых
раскладах. Господи, да она даже под шлем не снимала жемчужные сережки!: «Я бы, может, на авто больше полюбила гоняться, все-таки почище в салоне. Но, знаете… укачивает меня в этих машинах»… В итоговой таблице девчонки разместились с 8-го по 17-е место.

Входной билет для участия в гонке с мотогонщика — 2250 евро, с автомобиля — 3650 евро. На старт все выезжают с запасом топлива на 180 км — у пастухов бензином не разживешься. Остальной набор опций каждый выбирал сам. Например, 500-1500 евро стоит бонус в виде личного механика. Вечером отдал технику в заботливые руки нидерландской спецбригады Memo Tours или турецкой Yoshimoto и утром получил полностью готовую к старту машину. А многие едва перехватив ужин и сменив одежду, сами при свете фонарей лезли под машины и колдовали над байками. Так они жили: моцик на приколе и хозяин в палатке рядом. Утром гонщик сам сворачивает свой одноместный приют, собирает в железный бокс запчасти и высыпавшиеся из спальника ключи и надеется сегодня не сойти с дистанции по техническим причинам.

А сойти с дистанции немудрено. Дороги на многих участках зовутся дорогами лишь условно: разнообразие покрытия — от каменистых перевалов до глины и вулканической пыли, разве что нет марокканских дюн, а кое-где и просто направление «по кочкам через поле и вон за ту гору». Встревают джипы, не выдерживают байки, не везде можно и пешком пройти. А как по узенькому серпантину в слепой поворот с обрывом слева в сотню метров?.. Хорошо, если «сойти с дистанции» означает лишь поломку техники. Так плотная пылевая завеса на «ТрансАнатолии» стала смертельной ловушкой для двух мотоциклистов — опытнейшего национального дакаровского героя 52-летнего турка Кемаля Меркита и совсем юного 19-летнего датчанина Вутера Вааркампа.

Русского человека, считается, Турцией не удивить, потому что русский человек понятия не имеет о настоящей Турции, внеотельной. На нашем маршруте мы нечасто встречали людей. Чаще всего это были копченые пастухи и их то ли слишком смуглые, то ли слишком чумазые многочисленные дети. И каждый второй из этих чертят, сам похожий на кудрявого ягненка, с бездонными глазами Шар-бат Гулы! А уж если старт гонки приходился на мало-мальскую горную деревушку, кругом начинался праздник: к нашей процессии со всех сторон подносили дары — яблоки, едва расставшиеся с деревом, виноград, еще не забывший утреннюю росу, и все как один давали пилотам советы.

Пацаны, понятное дело, впадали в экстаз от такого количества автомототехники. А уж если мне вдруг приперло спросить, где тут у вас можно по нужде, вся деревня сарафанным радио разносила, что меня, иностранку, ведут в лучший туалет, какой тут только есть. А мне, если честно, очень хотелось «зачекиниться» в ближайшем общественном, которому ну наверняка никак не меньше трех тысяч лет! Но меня пускать туда нельзя, я гость, и должна увидеть и запомнить только самое лучшее, таковы традиции местного гостеприимства.

«Почему с вами нет русских команд? Вы их позовете на следующий год?» — почти каждый день спрашивали гонщики и европейские коллеги нас с фотографом, единственных русских на всей «ТрансАнатолии». Мы обещали всех позвать. А что, логистика до Турции несложная, виза не требуется, техтребования демократичные, впечатлений останется на всю жизнь, и еще потом можно на море поваляться. Айда, ребята?

Добавить комментарий